Электротранспорт города Уфы

Разделы

Календарь

2019 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 5 6
12 13
19 20
25 26 27
28 29 30 1 2 3 4

Новости

«Уже миллиардный пассажир, а линии все равно прокладывали вручную». Как работал свердловский троллейбус в начале 1970-х в спецпроекте «Е-транспорт»
  • 26 Ноября 2018 12:11
Количество просмотров: 4840

О том, какие новые маршруты запустили к юбилею, что за новые троллейбусы поступали в город и почему прокладка новых линий по-прежнему не обходилась без тяжелого ручного труда, читайте в продолжении спецпроекта «Е-транспорт».


     У Театра музыкальной комедии, конец 1970-х. ФОТО сайту 1723.ru предоставил Андрей Цацуров

В начале 1970-х параллельно с разработкой и строительством нового депо на Веере модернизировался и пополнялся новыми моделями автопарк СТТУ. Так, в 1972 году списанные МТБ-82 стали перестраивать под перевозку грузов. На смену старых троллейбусов приходили ЗИУ-5. Салон этих машин имел 38 сидячих мест. Всего же троллейбус мог перевозить до 120 пассажиров.



                                                      ЗиУ-5 ФОТО: с сайта fishki.net
 
«На момент своего появления ЗиУ-5 был воплощением самых передовых идей в троллейбусостроении. Широкий кузов позволил разместить двухрядные сиденья по обоим бортам машины и оставить между ними достаточно широкий проход. Задняя накопительная площадка была очень просторной для размещения крупногабаритного багажа пассажиров. Широкие двери, по сравнению с очень узкими на МТБ-82, многократно ускорили процесс посадки-высадки. Большая площадь остекления позволяла наблюдать из пассажирского салона и кабины водителя за окружающей обстановкой», - пишет «Википедия».



                            ЗиУ-5Д, фото: Дениса Аникина, denisanikin.livejournal.com/250987.html

К 1971 году в нашем городе было уже 172 машины. Все они могли работать без билетных касс и были оснащены компостерами.




                         ЗиУ-5Д, фото: Дениса Аникина, denisanikin.livejournal.com/250987.html

1973 год был юбилейным для свердловского троллейбуса. 30 лет назад, 17 октября 1943 года, открылся первый маршрут «Свердловск-Нижнеисетск». С тех пор рогатые прочно вошли в жизнь города. По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга»  (1999 год) в 1973 году за два дня троллейбусы перевозили столько же свердловчан, сколько и за весь 1944 год.


ФОТО: Государственный архив Свердловской области. 

День рождения троллейбусники отметили открытием нового маршрута №8. Он кольцевой и его маршрут пролегал исключительно по Уралмашу – от площади Первой Пятилетки до Коммунистической. Его проложили недалеко от въездных ворот будущего Орджоникидзевского депо.


ФОТО: В.С. Тарасевича, 1958 год.  «Уралмашзаводу» 25 лет. Взято с сайта "История России в фотографиях"

«По случаю восьмерки на предзаводской площади Первой Пятилетки состоялся многотысячный митинг. Первый троллейбус доверили водителю-наставнику Леониду Ефимову. Протяженность маршрута - 8,3 км. Его обслуживали в рабочие дни 14 машин, в том числе три новеньких, комфортабельные трехдверных ЗиУ-9, только что появившиеся в городе. Маршрут обслуживали 44 водителя», - писала газета «Электропуть».



Ленина-Карла-Либкнехта, апрель 1974 год. ФОТО: Павла Михайловича Абакумова, 1723.ru

29 мая 1974 года троллейбусники торжественно встретили миллиардного пассажира. Им оказался продавец магазина №33 горминпромторга Т. Федосеева. Ей вручили удостоверение, в котором было написано: «Миллиардный пассажир свердловского троллейбуса».

           
Малышева от "Американской гостиницы" в сторону Исети. ФОТО: из "Ностальгия по Свердловску 29" с сайта 1723.ru

В 1974 года в эксплуатацию ввели еще одну троллейбусную линию №9 по улице Самолетной к Шинному заводу.


   Якова Свердлова, иль 1958. Фото из архива Николаева А. Опубликовано ArtOleg на сайте 1723.ru

«В 1968 году, завершив реконструкцию и решая вопросы социального развития, Шинный завод выступил инициатором строительства троллейбусной линии по Самолетной», - вспоминает на страницах газеты «Электропуть» о том, как строилась «девятка», заместитель начальника СТТУ Б.А. Козловский.


 Кольцо на Репина у входа в Центральный стадион, конец 1970-х. ФОТО сайту 1723.ru предоставил     Андрей Цацуров

По данным книги «История трамвая и троллейбуса Екатеринбурга»  (1999 год), в ходе ее строительства методом «прокола» были проложены кабельные линии под железнодорожными путями станции Уктус. Целый месяц пневмократ продавал стальные трубы, «прокатывая» насыпь железнодорожного полотна на длину 60 метров, затем в них зятянули кабель. Использовались и другие методы строительства: бурение котлованов под опоры контактной сети: ямобуром диаметров 800 миллиметров, рытье траншей под кабель канавокопателем.


Карла-Либкнехта у Дома пионеров, конец, 1970-х. ФОТО сайту 1723.ru предоставил  Андрей Цацуров

Несмотря на шагнувший далеко технический прогресс, доля тяжелого ручного труда при прокладке новых линий по-прежнему была велика. Конечно, в 1970-е, как в годы войны во время запуска первого маршрута, людям не надо было рыть промерзлую землю под столбы и вместо 1-2 машин и лошадей им предоставляли современную для того времени технику, но все же приходилось крайне нелегко. Вся эта «тяжесть» легла на плечи трудящихся ремонтно-строительного участка СТТУ Чкаловского района, но все работы были выполнены в срок, и троллейбусы по Самолетной были запущены.

    
Дворец пионеров на Вознесенской горке, конец 1970-х. ФОТО сайту 1723.ru предоставил  Андрей Цацуров

С открытием «девятки» протяженность троллейбусных линий в Свердловске составила 90 км.

Редакция JustMedia.ru выражает огромную благодарность за предоставленные материалы Свердловской областной универсальной научной библиотеке имени В.Г. Белинского и лично директору музея ЕТТУ Алексею Медведеву. 

Предыдущие материалы о становлении трамвайного движения – здесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесьздесь и здесь, троллейбусного – здесьздесьздесьздесь и здесь


Источник: JustMedia

(Нет голосов)
Загрузка комментариев...