2022 | 2023 | |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество просмотров: 23785 |
Первый в мире троллейбус придумали в Германии. Идея создания электрического транспорта пришла в голову изобретателю Вернеру фон Сименсу еще в середине XIX века. «Если у меня когда-нибудь появится свободное время и деньги, я хочу построить электромагнитный экипаж, который позволит мне не ходить с «дыркой в кармане», — писал он в 1847 году. Любопытно, что параллельно идея создания троллейбуса пришла в голову его брату Карлу Вильгельму Сименсу, жившему в Англии. Однако реализовал свою задумку именно Вернер фон Сименс, хотя и сильно позднее.
29 апреля 1882 года в Халензее, который в те времена был пригородом Берлина, на суд общественности была представлена небольшая четырехколесная повозка, которая приводилась в движение двумя электромоторами мощностью 2,2 кВт и питалась от контактной сети напряжением 550 Вольт. Именно таким и был самый первый в мире троллейбус, получивший название Electromoto (или Elektromoto в более позднем написании). Любопытно, что привычных современному человеку штанговых токоприемников или попросту «рогов» у самого первого троллейбуса не было. Вместо этого снятие тока осуществлялось с помощью так называемой «контактной тележки», катившейся по проводам. Первая троллейбусная линия протяженностью 540 метров просуществовала очень недолго, проработав с 29 апреля по 13 июня 1882 года. Впрочем, это был чистый эксперимент, который со всех точек зрения оказался успешным. В дальнейшем тележки, очень похожие на Electromoto, использовали для перевозки различных грузов. А вот первый полностью пассажирский троллейбус появился лишь в начале ХХ века.
В России проект создания троллейбусной линии был предложен еще в 1904-1905 годах инженером В. Шуберским, однако он так и не был осуществлен. А первые полноценные троллейбусы появились лишь во времена СССР в Москве. Первая линия от Тверской заставы (район нынешней станции метро Белорусская) до села Всехсвятское (район станции метро Сокол) заработала 15 ноября 1933 года. Позднее, чем в других странах. Зато уже через несколько лет в Москве стали появляться одни из самых необычных троллейбусов — даблдекеры.
В 30-х годах двухэтажные троллейбусы ходили по улицам многих европейских городов. Поэтому в 1935 году советское правительство приняло решение закупить такую технику в Великобритании. Через два года машины производства English Electric Company прибыли в Москву, а уже в 1938 году Ярославский автомобильный завод на их основе создал собственный двухэтажный троллейбус — ЯТБ-3.
Советский троллейбус с цельнометаллическим кузовом базировался на трехосном шасси и имел высоту 4,7 метра. Несмотря на массу почти 11 000 кг, ЯТБ-3 был способен разгоняться до 55 км/ч. Всего троллейбус был рассчитан на 100 человек, причем 72 места были сидячими: 40 на первом этаже и 32 — на втором. Правда, несмотря на все эти достижения и фантастический внешний вид, особым удобством ЯТБ-3 не отличался. Во-первых, у троллейбуса была только одна дверь, располагавшаяся сзади. Во-вторых, высота потолка на первом этаже троллейбуса составляла лишь 1795 мм, а на втором и того меньше — 1770 мм. Как следствие, большинство пассажиров не могли ехать стоя, а на верхней палубе регулярно возникали конфликтные ситуации. Наконец, в-третьих, высота троллейбуса требовала поднятия контактной сети на один метр. А от этого уже начинали страдать водители простых одноэтажных троллейбусов, поскольку «рога» токоприемников регулярно слетали. В итоге ЯТБ-3 просуществовал до начала 50-х годов, а потом был списан. Увы, ни одна из машин до наших дней не сохранилась.
В послевоенное время троллейбусы в СССР использовались не только для перевозки пассажиров, но и для доставки грузов. Различными экспериментами по созданию грузовых троллейбусов занимались Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ), МАЗ и КрАЗ. Но, пожалуй, самую интересную и, заодно, и самую большую модель выпустил Белорусский автомобильный завод. Речь о «БелАЗ-7524-792», который обладал массой 20 тонн и был способен перевезти 65 тонн груза. Правда, если быть уж совсем честным, появившийся в 1964 году «БелАЗ-7524-792» был не совсем троллейбусом, а дуобусом. Помимо электромоторов, здесь был установлен дизельный двигатель ЯМЗ-240Н мощностью 500 л.с. Предполагалось, что в карьерах этот БелАЗ будет использовать мотор на тяжелом топливе, а в городах — передвигаться, используя контактную сеть. Испытания «БелАЗ-7524-792» на территории Белоруссии продолжались до 1968 года. Однако в итоге был сделан вывод, что переход от одного режима движения к другому вызывает слишком много трудностей, и от серийной реализации многотонного троллейбуса отказались.
А вы знаете, что троллейбусы могут ездить не только по дорогам, но и под землей, как метро? Именно такие «рогатые» ходят между японскими городами Омати и Татеяма. Маршрут проходит через гору Татэ в Японских Альпах (это официальное название гор в центре острова Хонсю!) и изначально обслуживался автобусами. Однако с 1996 года их заменили на экологически чистые троллейбусы, работающие от контактной сети напряжением 600 Вольт и не производящие вредных выхлопов. Технику для тоннелей изготовило грузовое подразделение компании Mitsubishi. Японский подземный троллейбус интересен не только тем, что идет через гору. Ведь это экскурсионный троллейбус! А еще это — единственная троллейбусная сеть в Японии: в других частях Страны восходящего солнца подобного вида транспорта нет!
Некоторые троллейбусы ходят между городами. Именно такая троллейбусная сеть существует в Крыму. Причем в нее входит и самый протяженный троллейбусный маршрут в мире, соединяющий аэропорт Симферополя с Южным берегом Крыма. Его длина составляет 96 километров. Мало того, на определенных участках крымской сети есть места, где висит сразу несколько пар контактных проводов, что позволяет междугородным троллейбусам опережать городские. А еще до недавнего времени в Крыму работали одни из самых старых, и, безусловно, харизматичных троллейбусов в мире — Škoda 9Tr, выпущенные еще в начале 70-х годов. Правда, недавно парк начали обновлять более современными моделями, и сейчас таких троллейбусов практически не осталось.
А еще многие современные троллейбусы способны передвигаться в автономном режиме! Также существуют так называемые электробусы, которые лишь подзаряжаются на конечных станциях, а в дальнейшем двигаются за счет заряда аккумуляторов. Впрочем, последние — тема для отдельной статьи.
Источник: https://auto.mail.ru/article/69339-samye_krutye_trolleibusy_v_mire/(Нет голосов) |