Электротранспорт города Уфы

Разделы

Календарь

2019 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 3 4
11
12 17 18
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новости

Надо определиться: мы рассматриваем социальные меры или способы зарабатывания денег? Надо определиться: мы рассматриваем социальные меры или способы зарабатывания денег? Надо определиться: мы рассматриваем социальные меры или способы зарабатывания денег?
  • 28 Декабря 2018 08:12
Количество просмотров: 5719

«Билетный компромисс», похоже, нащупали в Казани. Вместо заявленных 28 рублей за наличные возить будут по 27. Но при этом отменяют льготные проездные на 50 поездок — и вводят на 100 поездок по 18 рублей. Кроме того, бюджет добавит и за льготников. «Соломоново решение» предложил Александр Груничев: тарифы надо рассматривать ежегодно, не доводя до кризиса.

ГОСКОМИТЕТ НА РУБЛЬ ПОДРЕЗАЛ «ХОТЕЛКИ» ПЕРЕВОЗЧИКОВ, КОТОРЫЕ ПОЖАЛОВАЛИСЬ НА ДЫРУ В БЮДЖЕТЕ В 1,2 МЛРД РУБЛЕЙ

«Увеличение тарифа обусловлено инфляционным процессом общего характера», — объяснили сегодня в госкомитете РТ по тарифам соглашение о росте стоимости проезда в общественном транспорта Казани. Сегодня собралась специальная согласительная комиссия, в которую вошли представители всех заинтересованных сторон. В их числе были представители исполкома города, минтранса РТ, депутаты Госсовета РТ и, конечно, сами перевозчики, которые скромно молчали почти все заседание.

Начальник отдела регулирования тарифов на транспортные услуги и услуги связи Раиль Гафуллин напомнил собравшимся, что сегодня действует тариф на общественный транспорт, установленный еще весной 2016 года. За наличные это 25 рублей, при оплате билетом длительного пользования на одну поездку (транспортная карта) — 23 рубля, а на 50 поездок — 15 рублей. В госкомитет РТ по тарифам обратился исполком Казани, который донес надежды перевозчиков: тариф надо поднимать. В обращении было сказано, что на 2019 год максимальный тариф на перевозки автомобильным транспортом должен быть установлен в следующих размерах: 28 рублей — при оплате в салоне автобуса, при оплате билетом длительного пользования на одну поездку — 26 рублей, «проездной» на 100 поездок — 18 рублей. По словам Гайфуллина, запрашиваемое увеличение связано с ростом цен на горюче-смазочные материалы, энергоносители, запчасти, необходимостью обновления подвижного состава и так далее.

По прогнозам, к концу текущего года объем пассажирооборота общественным городским транспортом Казани достигнет отметки в 192 млн человек, из которых 72,8 млн — льготники. На пассажирах перевозчики должны заработать примерно 3,4 млрд рублей. Вот только расходы их при этом составят 4,6 млрд рублей. Налицо масштабная дыра: транспортные предприятия Казани работают себе в убыток на 1,2 млрд рублей. Такой расчет предоставили перевозчики.

Госкомитет, впрочем, аккуратно подрезал эти «хотелки»: по расчетам, сейчас убытка нет, поскольку фактические расходы меньше на 1,3 млрд рублей. Но многие перевозчики расплачиваются за взятые в лизинг автобусы. А в перспективе с 1 июля 2019 года — оснащение всех автобусов тахографами, плюс нужны сотни водителей и кондукторов. Все это влечет за собой дополнительные расходы, объясняли сегодня в госкомитете. Поэтому билет за наличные предложено сделать на рубль дешевле — по 27 рублей. Цена по транспортной карте будет 25. Проездные по 750 рублей на 50 поездок отменяются, и вводится возможность ездить 100 раз, но за 1800 рублей. То же самое коснется и наземного электрического транспорта города: «Метроэлектротранс» заявляет об убытках на 1,24 млрд рублей, главная причина — рост тарифов на электроэнергию. Радует лишь рост числа пассажиров троллейбусов и трамваев — в следующем году, по прогнозу, их количество вырастет до 68,8 млн человек (плюс 2%). И представитель госкомитета РТ по тарифам предложил установить максимальный тариф на перевозку пассажиров наземным электрическим транспортом и метро аналогично автобусной цене.

ТАРИФ НА ПЕРЕВОЗКУ БУДУТ РАССМАТРИВАТЬ ЕЖЕГОДНО, А НЫНЕШНИХ 27 РУБЛЕЙ ХВАТИТ ЛИШЬ НА ГОД

Все присутствующие участники согласительной комиссии поддержали такие предложения, хотя раньше перевозчики просили установить тариф и вовсе в районе 33 рублей. Но после согласований с комитетом по транспорту исполкома остановились на 28 рублях. Компромисс достигнут по двум причинам: во-первых, бюджет все-таки подкинет денег за перевозку льготников, доплачивая за них не до 15, а до 18 рублей за поездку. А во-вторых, самый главный камень преткновения — проездные на 50 поездок по 15 рублей, который собирались отменить еще два года назад, — наконец отменяют.
Цену проезда в 27 рублей поддержал и представитель минтранса РТ: «Действительно, убытки предприятия связаны с ростом тарифов на электроэнергию, цен на ГСМ, на агрегаты, запчасти. Предприятия несут колоссальные убытки также с объемом лизинговых платежей по новым приобретенным автобусам. То есть определенная работа проделана. Мы поддерживаем — нужно поднять тарифы».

Ему вторил замруководителя исполкома Казани по вопросам транспорта, экономического развития и торговли Ильдар Шакиров. Аргументы те же: рост цены ГСМ, оплата труда, обновление автопарков и прочее. «Наша позиция — поддержать обращение по повышению стоимости тарифа. Я думаю, перевозчики сами могут добавить, если есть необходимость», — отметил Шакиров.

Председатель госкомитета по тарифам Александр Груничев попросил уточнить, что имеется в виду: изначально заявленная позиция в 28 рублей или все-таки версия по расчетам госкомитета? Шакиров подтвердил, что исполком готов поддержать цену в 27 рублей, но при условии, что в случае изменения ситуации на рынке тариф будет пересмотрен. Груничев пошел навстречу: «У меня к вам просьба обращаться к нам каждый год, вести тарифную кампанию, чтобы мы все обращения принимали и вырабатывали совместное дальнейшее решение», — предложил он.

Депутат Госсовета РТ, глава комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев попросил уточнить, на какой период будет установлен новый тариф. Груничев ответил, что тарифы на общественный транспорт повышаются только на 2019 год. По его словам, это было бы правильно — вместо того, чтобы устанавливать тарифы на три-четыре года вперед, пересматривать их ежегодно.

КАЗАНСКИЙ АВТОБУС НЕ ЧЕТА УРАЛЬСКОМУ, САМАРСКОМУ И НИЖЕГОРОДСКОМУ: НА РУБЛЬ ДЕШЕВЛЕ

Казалось, что на этом все — занавес, и все свободны! Но дискуссия все же возникла, несмотря молчание перевозчиков, хотя в зале за круглым столом присутствовали и руководители ПАТП №2, и ПАТП №4, «КПАП №7» и другие. Галеев внезапно обвинил их в том, что они некорректно использовали аргумент о льготниках, когда просили повышения тарифа. Мол, льготные пассажиры к постоянным затратам не относятся — автобус же едет, так какая разница, сколько льготников он везет…

Но ему возразил первый замдиректора ООО «Байлык №3», депутат Госсовета РТ Руслан Юсупов. «Хотел бы добавить по поводу льготников и затрат. Если бы перевозчики льготников не возили, тогда бы подвижной состав надо было в два раза уменьшать. Потому что льготных пассажиров надо тоже перевозить. И по закону по всей России компенсация идет до полного возмещения стоимости билета. А у нас до 15 рублей было! Мы везем льготников, они существуют, и затраты на нас ложатся. Не будет их — будет меньше автобусов, меньше водителей. Вот она, эта связь».

Конструктива в беседу попытался привнести председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков. По его словам, ситуация с общественным транспортом в городе все-таки не такая уж и катастрофичная. Но главная проблема — это нехватка водителей автобусов. А что до замечания Галеева, расчет затрат казанских перевозчиков идет не по километру, а по пассажиру. И в этом случае, естественно, поездка льготника должна быть оплачена бюджетом. Марат Гадыевич поинтересовался размером средней зарплаты водителя. «53 тысячи рублей», — с гордостью доложил директор МУП «КПАТП №2», депутат Госсовета РТ Альберт Мухаметшин. Но работа эта тяжелая, а конкуренция за водителей огромна. В результате они идут туда, где лучше, — и 36% казанских водителей приезжие.

По словам Абдулхакова, соседние регионы также решили пойти с 1 января 2019 года на повышение тарифов в общественном транспорте — например, Самара (там поднимают до 28 рублей). А вот в Нижнем Новгороде или Екатеринбурге уже два года билет в автобусе стоит 28 рублей. Так что новый казанский тариф не чета самарскому… Вдобавок и сама логика построения городского транспорта там другая: существуют коммерческие маршруты, которые льготников не возят, но дают часть выпадающих доходов для регулируемых маршрутов. В Казани такого нет.

Спустя четверть часа такой дискуссии Груничев на правах хозяина площадки предложил закончить эту тему одним только пожеланием — создать рабочую группу, которая будет заниматься этим вопросом. «Будем в рамках этой комиссии считать нормативные затраты на примере какого-нибудь одного МУПа. И сделаем хорошее обоснование, почему и как это все-таки происходит. Может, поймем, есть ли разница между затратным и нормативным методом ценообразования», — отметил глава госкомитета РТ по тарифам. Вдобавок он предложил еще запросить тарифные дела по Нижнему Новгороду, Перми, Самаре — для изучения и также отправил коллег к соседям, чтобы подсмотреть, как там решают тарифные вопросы в общественном транспорте.

«НАДО ОПРЕДЕЛИТЬСЯ, ЧТО МЫ РАССМАТРИВАЕМ — СОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ИЛИ СПОСОБЫ ЗАРАБАТЫВАНИЯ ДЕНЕГ!»

Но точку в обсуждении этим так и не поставили. Слово передали ответственному секретарю межотраслевого совета потребителей, замглавы Общественной палаты РТ Тимуру Халикову. Тот пожаловался сначала, что материалы согласительной комиссии ему отправили только накануне поздно вечером. Но он не поленился и отыскал документы с аналогичным обсуждением в 2016 году. Уже тогда речь шла о новой модели, описывающей экономику общественного транспорта Казани. Но спустя почти три года столкнулись с той же самой проблемой. Может, пора предложить уже альтернативные сценарии?

«Для обеспечения социальной стабильности есть выгодный проездной билет — 50 поездок на один вид транспорта за 750 рублей в месяц. Если в 2016 году мы говорили, что это социальное благо и люди должны пользоваться, то почему-то в 2018 году это все приобрело черту дыры и ямы, которая валит транспортников в пропасть. Нам надо определиться, что мы рассматриваем — социальные меры или способы зарабатывания денег?» — вопрошал общественник. Напомним, что перевозчики скатились в кризис во многом благодаря этому проездному: если три года назад его покупали 3 тыс. человек, то теперь — больше 60 тыс., что резко снизило среднюю цену билета и доходы перевозчиков. Халиков, кроме того, сильно сомневался в представленной госкомитетом статистике о пассажиропотоках. Но тут все прозрачно: льготники платят картами, проездные электронные, и только по наличке отчет идет по билетам, объяснили ему.

«За прошедшие два года ведущими экспертами в сфере общественного транспорта России, научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта Москвы разработана новая маршрутная схема города, и вообще сама система устройства общественных перевозок. Город дает четкое заключение. Тот тариф, который установлен для транспортных предприятий, экономически нецелесообразен. Маршрутная схема Казани признана одной из лучших в стране. И не нами, а финансовым университетом при президенте страны. По заключению экспертов, надо сократить количество подвижного состава, исключить дублирование маршрутов, сократить их протяженность, перейти к системе подвоза пассажира из отдаленных точек к крупным узлам и станциям… Все это замечательно. Вот только именно вы эту позицию не поддержите», — ответил Шакиров на замечания Халикова.

Добавил и Абдулхаков, который рассказал, что число льготников с 2016 года в городе выросло с 36 до 41% по автобусным перевозкам. В Казани зафиксировано более 360 тыс. льготников. И число их растет — все, естественно, хотят платить меньше… Зато казанцы все больше желают перемещаться на электротранспорте. Что же до проездных на 50 поездок, то это была, что называется, мера социальной ответственности самих перевозчиков. «Сегодня возможности оставлять такого проездного нет. Но вводится на 100 поездок по 18 рублей. Тот же самый проездной, те же пользователи», — добавил Абдулхаков.

Но Халиков все равно гнул свою линию, не веря цифрам перевозчиков. В какой-то момент стороны даже перешли на повышенные ноты, и пришлось вмешаться Груничеву: «Если мы выступаем, то зачем перебивать? Есть право у человека выступить. Не надо волноваться!» «Соломоновым решением может стать предложение, которое сделал Александр Станиславович… Создадим рабочую группу, в которую мы все войдем», — предложил Шакиров. «Надеюсь, это будет не сизифов труд», — отреагировал Груничев. На том и остановились.

Окончательное решение по увеличению тарифов на городской транспорт утвердят 29 декабря, в субботу.

Позже Абдулхаков пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», на сколько хватит перевозчикам такого повышения тарифа. По его словам, в городе не хватает около 450 водителей и еще больше кондукторов. «Те тарифы, которые сегодня принимаются, позволят нам доукомплектоваться в целом по городу 250 водителей и 650 кондукторов. Как только мы укомплектуемся, то оставляем за собой право дальше обращаться о повышении тарифа, чтобы иметь возможность еще привлечь водителей и кондукторов. Просто их сегодня на рынке нет. 250 — ставим себе задачу, они обсчитаны и в этом тарифе есть. Если мы их наберем в ближайшие полгода, значит, через полгода обратимся. Если наберем за год — через год обратимся. Если два года не сможем набрать, то значит, два года обращаться не будем», — пояснил глава комитета по транспорту.


Источник: «БИЗНЕС Online»

(Нет голосов)
Загрузка комментариев...