Электротранспорт города Уфы

Разделы

Календарь

2016 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
5 8 9 10
14 16
18 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Новости

Из доклада исполнительного директора МАП «ГЭТ» и ОООР «ГЭТ» Закирова Саида Сагитовича
  • 19 Мая 2016 12:05
Количество просмотров: 8073

Из доклада исполнительного директора МАП «ГЭТ» и ОООР «ГЭТ» Саида Закирова


 

       Мировые тенденции

    По стандартам, в европейских городах на долю электротранспорта, который является экологически чистым транспортом, должно приходиться не менее 50% общего объема пассажирских перевозок.

 

Решающими факторами при выборе трамвая, как основного вида уличного транспорта, явились его такие технологические и социальные преимущества, как: доступность, регулярность движения, высокая пассажиропровозность, всепогодность, высокая эксплуатационная скорость, обособленность движения и т.д.


Специфика услуг общественного транспорта.

  Система городского общественного пассажирского транспорта (ГОПТ) не является последовательной  экономической системой в общепринятом смысле слова, поскольку размер платы за проезд не соответствует затратам транспортных предприятий на перевозку пассажиров. Скорее данную отрасль народного хозяйства необходимо отнести к вопросу государственной социальной политики.

Попытка перевести общественный транспорт на самоокупаемость не нашла успеха ни в одной стране мира, так как реальная стоимость проезда становилась недоступной для подавляющего числа потенциальных потребителей данных услуг.

С началом общих кризисных явлений в экономике страны начался и кризис в транспортной отрасли России, который не завершился до настоящего времени и продолжает усугубляться. Одним из последствий проявления кризиса явилась тенденция к перераспределению объемов пассажирских перевозок между видами ГОПТ. Тенденция преобладания более мобильного и менее капиталоемкого по сравнению с ГЭТ автобуса, привела к сокращению строительства трамвайных линий, к ликвидации трамвайного движения в отдельных городах.

Главной особенностью деятельности городского общественного пассажирского транспорта  является приоритетность его социальной функции. Эта проблема не имеет однозначного решения, однако повсеместно общественный транспорт не в состоянии нормально функционировать без определенной внешней финансовой поддержки. В большинстве европейских городов такая поддержка превышает половину расходов на содержание общественного транспорта, как по эксплуатационной деятельности, так и по вложениям в развитие.

 

Проблема источников и форм финансирования эксплуатационной деятельности и развития ГОПТ актуальна и для стран с устойчиво функционирующей рыночной экономикой.

В качестве основных, наряду со сбором проездной платы, в большинстве стран фигурируют традиционные субсидии из бюджетов различных уровней. Таблица иллюстрирует распределение финансирования ГОПТ между основными внешними источниками.


Распределение финансирования затрат, %

Страна

Доля государства

Доля регионов и местных властей

Капитальные затраты

Эксплуатационные затраты

Капитальные затраты

Эксплуатационные затраты

Бельгия

Нидерланды

США

Италия

Австрия

Германия

Франция

Швеция

Великобритания

Швейцария

Канада

Дания

100

100

75

70

50

45

10

9

5

1

1

0

100

100

16

87

0

12

0

5

0 

10

0

0

0

0

25

30

50

55

90

91

95

99

99

100

0

0

84

13

100

88

100

95

100

90

100

100


❋ При этом в США доля собственных средств предприятий составляет 20%. В таких городах как Рим, Амстердам, Вена, Брюссель, Лиссабон, Париж, Берлин, Стокгольм, Цюрих, Афины внешняя финансовая поддержка превышает половину расходов предприятия.

 

Диспропорции в развитии систем ГОПТ, отставание возможностей транспортных предприятий от потребностей населения в транспортном обслуживании ведут к прямым экономическим потерям в других отраслях экономики, падению производительности труда, ухудшению состояния окружающей среды, нерациональному использованию городских земель, к росту дорожно-транспортных происшествий, к снижению безопасности участников уличного движения, к увеличению дорожных заторов, а порой и к обострению социальной обстановки.

Несмотря на наличие определенных нормативных актов, регулирующих деятельность и систему финансирования городского общественного транспорта, в целом по Российской Федерации отсутствует целостная политика развития отрасли. Не определены приоритетные направления развития тех или иных видов городского транспорта, государственные стандарты транспортного обслуживания населения, источники финансирования, методики компенсаций за транспортную работу и т.д.

Существующая на сегодняшний день система функционирования и финансирования городского общественного транспорта изначально ставит в неравные конкурентные условия городской электротранспорт (ГЭТ) и автомобильный общественный транспорт.

ГЭТ, как система, имеющая сложную инженерную инфраструктуру (система электроснабжения, путевое хозяйство) вынужден значительные средства направлять на поддержание этой инфраструктуры, что сводит на нет его преимущества перед автобусами и даже такси. 

В частности для нашего предприятия доля затрат на ремонт путевого и энергохозяйств составляет менее 1 %, при том, что капитальный и средний ремонт не проводится просто из-за отсутствия средств. Помимо прочего неудовлетворительное состояние путей ведет к преждевременному выходу из строя нового подвижного состава, дискомфорту при осуществлении перевозок пассажиров и населения проживающего вблизи трамвайных линий. Поэтому одной из задач эксплуатационной деятельности и развития ГЭТ является решение вопроса финансирования содержания инженерной инфраструктуры (пути, энергохозяйство), в том числе реконструкция трамвайных путей на основе современных разработок и инженерных достижений.

Другим важным аспектом по-прежнему остается обновление парка подвижного состава.

 Хотя в последние годы в этом направлении наметились положительные тенденции, но существующие схемы финансирования (например, долевое участие предприятия, лизинговые схемы) загоняют предприятия ГЭТ в финансовую кабалу. Обновление парка подвижного состава должно осуществляться исключительно за счет средств бюджета различных уровней, так как транспортное обслуживание населения является одним из социальных обязательств государства.


Важной проблемой остается низкий уровень заработной платы. 

 Высокая насыщенность предприятий ГЭТ сложным энергетическим оборудованием и машинами требует наличия высококвалифицированного персонала. Существующие диспропорции в заработной плате в различных смежных отраслях (например, электроэнергетика) привели к тому, что на предприятиях ГЭТ не задерживается молодежь с соответствующей квалификацией, работают в основном люди пенсионного возраста.

На наш взгляд одним из шагов в решении данных проблем на базе существующего законодательства станет конкретизация статей Федерального закона № 131 ФЗ. В частности общая формулировка  «создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа» должна быть конкретизирована:

«К ведению органов местного самоуправления относятся:

  1. 1. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа
  2. 2. Обустройство и содержание объектов транспортной инфраструктуры, остановочных комплексов, контактно-кабельной сети, тяговых подстанций, рельсовых путей, дорожно-уличной сети городского пассажирского общественного транспорта;
  3. 3. Создание условий для топливно-энергетического обеспечения городского пассажирского общественного транспорта;


Кроме этого, Федеральным законом должны быть определены меры государственной поддержки органов местного самоуправления для решения этих вопросов. 

Также Федеральными актами должны быть определены требования (в зависимости от численности населения городов):

  • –к доле перевозок осуществляемых электротранспортом, 

  • –нормативам выбросов ДВС, 

  • –нормативам по шуму, 

  • –по средней эксплуатационной скорости, 

  • –по регулярности движения, 

  • –по проценту износа подвижного состава и основных фондов, 

  • –к состоянию путевого хозяйства, 

  • –дальности расположения остановочных пунктов и их состоянию.

 

Исполнительноый директор МАП «ГЭТ» и ОООР «ГЭТ»

   САИД ЗАКИРОВ


Связанные статьи и события


(Голосов: 38, Рейтинг: 4.61)
Загрузка комментариев...