Электротранспорт города Уфы

Разделы

Календарь

2018 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31
15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Новости

Заплати…телефоном и езжай спокойно
  • 23 Октября 2015 12:10
Количество просмотров: 18532

Автор: Петр Смирнов

Примерно три года назад в России появился Samsung Galaxy Note2 с NFC-чипом, благодаря которому смартфон показывал оставшиеся на билете поездки. Тогда это был прорыв. С тех пор бумажные проездные ограниченного срока службы и их аналоги типа жетонов здорово подорожали, и не только в России. Например, жетон стамбульского метро стоит 4 лиры (88 рублей), а такая же поездка по бесконтактному проездному — меньше двух. В Москве разовый билет — 50 рублей, оплата по NFC — 29-30 рублей.


Разница вполне оправдана экономически. Ведь разовые надо печатать, затем — ставшие мусором — убирать, жетоны — инкассировать, автоматы продажи обслуживать, а кассиршам платить зарплату. Поэтому технология NFC, Near field communication («коммуникация ближнего поля»), с помощью которой любой владелец телефона может платить за проезд, идёт в рост. У всех операторов услуга называется «Мобильный билет», сегодня рассказываем о ней и о том, как мы попробовали ей пользоваться.

Представьте себя пассажиром поезда, прибывшего в Москву или, наоборот Петербург, и ринувшимся в кассы метро вместе с остальной тысячью попутчиков. Утро, спешка, холод, сломанные автоматы по продаже билетов и очереди к кассам — в и так исторически тесных холлах станций «Комсомольская» или «Площадь восстания». Если с прошлых командировок у вас не осталось заветного жетона (в Петербурге они ещё в ходу) или срок действия московской многоразовой карточки закончился — добро пожаловать в засаду! Если повезет, то вам встретится ангел, который прокатит по своей карте за ваши наличные или бесплатно, выручит заказанная машина или уличный велопрокат. А лучше — включайте NFC, и вперёд.

Эта технология позволила «заряжать» поездками смартфон так же, как многоразовую пластиковую карту московского транспорта «Тройка». Для этого нужны телефон с поддержкой NFC технологии и SIM-карта с NFC — виртуальный проездной хранится в её приложении. По сути, это отдельный денежный счёт — область памяти, умеющая обмениваться информацией с турникетом (хватает ли денег на поездку) и с сотовыми операторами. Обмен с турникетом происходит через NFC-антенну смартфона - встроенную или отдельную.

Заплати через NFC, и едь спокойно

Стоимость проезда по «Мобильному билету» (NFC-оплата проезда мобильником) аналогична стоимости проезда по «Электронному кошельку» (оплата «Тройкой», заряженной деньгами (а не поездками).

Как превратить свой вполне обычный и даже не очень "умный" телефон в NFC-агрегат? Весьма просто -  купить NFC-антенну (цена вопроса - 10 рублей) и поменять стандартную SIM-карту на аналог с поддержкой NFC (бесплатная процедура в салоне оператора). Счастливым обладателям гаджета со встроенной поддержкой NFC достаточно заменить SIM-карту. 

Обход сотовых ритейлеров показал более-менее широкий ассортимент NFC-телефонов и дефицит антенн для установки в безNFC-шные смартфоны. В «Евросети» и «Мобайл элементе» антенны не продаются, некоторые продавцы даже не знают, что это такое. В собственных и дилерских офисах «Билайна» их не оказалось (оператор заявлял, что не будет торговать антеннами), а в «МегаФоне» продаются только NFC-метки. В отличие от антенны, они пассивные и для проезда не годятся. Полный набор нашелся в салонах и в интернет-магазине МТС: NFC-SIM, а также антенна к ней за 10 рублей. Видимо, это следствие известной стратегии оператора — зарабатывать не на гаджетах, а на услугах.  Пользователи iPhone так легко не отделаются — им предлагается специальная антенна за 990 руб. Что поделать, неразборный аппарат так просто не модифицируешь.

Заплати через NFC, и едь спокойно

NFC-антенна от МТС. Длина близкая к оптимальной, не слишком длинная для одних смартфонов, и не слишком короткая для других. Не зря МТС заявляет о лидерстве на рынке финансовых услуг: о том, что сотовые компании скоро превратятся в финансово-телекоммуникационные, говорят все, а собственный банк есть только у одной. «Мобильный билет» для абонентов МТС — только один из ряда финансовых сервисов, доступных через NFC. Поэтому, привлекая пользователей к NFC через оплату проезда, МТС создает базу пользователей бесконтактных платежей.

.

Заплати через NFC, и едь спокойно

Чтобы сэкономить время, заявление на NFC-карту можно заполнить заранее, перед визитом в салон.

Для теста «Мобильного билета» на смартфоне выбрана Lumia 920 со встроенным NFC-модулем (список рекомендованных моделей телефонов). Для теста на безNFC-шном смартфоне куплена антенна за 10 рублей. Она брендирована МТС, но не «залочена». Тариф выбран «Супер МТС» (цена 90 рублей, все на счету): он без абонентской платы, и подойдёт приезжим как целевой аудитории «Мобильного билета». Дело в том, что большинство москвичей, как частые пассажиры, пользуются многоразовыми проездными, в этом случае поездка на наземном транспорте обходится им в 15 рублей, на метро - в 24 рубля, - это условия проездного на 60 поездок. Симку с NFC пока что невозможно зарядить пакетом, только деньгами на разовые поездки, при этом цена одной поездки составит 29 рублей на автобус/трамвай/троллейбус и 30 рублей на метро. Поэтому «Мобильный билет» выгоден тем, кто проездным не пользуется. Для меня, как петербуржца, внутрисетевой тариф оператора оказался удобен также и опцией «Звони бесплатно на МТС России 100». Кассир добавила, что первые две недели на нём не тарифицируются пакеты SMS и интернета, а 20 минут вызовов в сутки на столичную МТС предоставляются бесплатно даже без опции. Чтоб не тратить время в салоне, я запросил e-mail'ом на info@mts.ru полные условия этого предложения try-and-buy. И использовал его в-хвост-и-в-гриву, поскольку во время тестирования то и дело приходилось обращаться за справками на интернет-сайты, то к друзьям, то в контакт-центры операторов или метро.

В Петербурге-то NFC-оплата работает с 2012 года, но для нас не так актуальна, как для Москвы (благодаря разнообразию платёжных методов — турникеты принимают банковские карты PayPass и PayWave; а «Подорожник», аналог московской «Тройки», гораздо раньше неё научили пополняться удалённо — заряжаешь дома через сайт, едешь в Петербург и в кассу не стоишь – прим.Ред.). При этом надо отметить, что у московских пользователей новшества свои бонусы: на NFC-SIM от МТС есть еще и «Мобильный Кошелек» — возможность привязать свою пластиковую карту МТС Деньги к SIM-карте и оплачивать покупки в одно касание по PayPass. Такой комплект позволит абоненту в Москве передвигаться по городу с помощью «Тройки», а в Питере по PayPass.

Заплати через NFC, и едь спокойно

NFC-SIM МТС. С «Мобильным билетом» работают только SIM-карты «большой тройки», приписанные к столичному региону

...Lumia920 заработала не сразу. Вроде всё правильно: БС увидела, что у меня NFC-SIM, и прислала SMS-оферту «Мобильного билета».

Заплати через NFC, и едь спокойно

Для полноты эксперимента — на SMS ответил «0» (отказ от оферты). В ожидании подтверждения отказа зашёл на pda.mts.ru для пополнения счёта (тут и пригодился бесплатный трафик; когда он вообще безлимитный — удобнее пополнять на pay.mts.ru) и дальнейшего приёма оферты.

Заплати через NFC, и едь спокойно

Подтверждение отказа от «Мобильного билета»

При согласии с офертой происходит перевод 150 рублей со счёта мобильника на счёт «Мобильного билета» (в дальнейшем — пополняю сам на сколько захочу; также доступно автопополнение, если баланс опустится ниже 90 рублей). К слову, деньги с банковской карты (минимум 100 рублей) пришли моментально.

Обратно «Мобильный билет» подключается уже не через SMS, а в SIM-меню (раздел «Мобильный билет»).

Заплати через NFC, и едь спокойно

SIM-меню МТС

Заплати через NFC, и едь спокойно

В SIM-меню «Мобильного билета» 3 функции: Вкл/Выкл услуги; Запрос баланса; и Справка.

Заплати через NFC, и едь спокойно

Нажимаю «Включить»:

Заплати через NFC, и едь спокойно

К тому времени «Мобильный билет» в SIM-меню заработал, я включил NFC в настройках Lumia, и без проблем прошёл через турникет автобуса 82.

Заплати через NFC, и едь спокойно

По дороге прочёл на сайте Мосгортранса новость за 7 октября, что «оборудование контролёров позволяет считать с NFC-телефона дату и время прохода через турникет по телефону, как с обычного билета». На сайте Дептранса Москвы прочёл, что смартфоном в Москве уже можно оплатить аэроэкспресс («Тройка» принимается там уже год) иМосковский зоопарк. Оператор контакт-центра «Аэроэкспресса» Надежда посоветовала этому не верить, а пресс-секретарь зоопарка О.Вайншток сказала мне по телефону, что это «в далёкой перспективе, и не этого года».

Заплати через NFC, и едь спокойно

Таким образом «Мобильный билет» стал аналогом «Тройки» с ограниченным функционалом — ещё он не принимается в электричках МЖД; и на него нельзя записать пакеты поездок. Есть и превосходство над «Тройкой» — можно проверить его баланс на смартфоне, а «Тройку» — только на валидаторах у касс метро или в тех уличных киосках «Мосгортранса», что автоматизированы.

Заплати через NFC, и едь спокойно

Тест «Мобильного билета» безNFC-шным смартфоном, с отдельной антенной

Для теста оплаты безNFC-шным смартфоном с отдельной антенной, я использовал свой  МТС Smart Run 4G. У него уникальная батарея — 3400 мАч (хоть NFC почти не тратит энергию, но запас карман не тянет). И — удобный для такого случая SIM-слот, не скрытый батареей. Из минусов Android — при использовании режима «полёт» или смене SIM иконка SIM-меню самоудаляется с главного экрана.

Заплати через NFC, и едь спокойно

Установка в МТС Smart Run 4G NFC-антенны согласно приложенной к ней инструкции. 

Заплати через NFC, и едь спокойно

Шлейф антенны пришлось согнуть ещё и под углом, чтобы вместить и в без того немаленький смартфон (5-дюймов)

NFC-карты у МТС трёхформатные, так что microSIM из Lumia удалось быстро нарастить до miniSIM родным (это важно для надёжности контактов) комплектом, и приклеить к контактам антенны так, чтобы она стала прокладкой между контактами SIM-слота и SIM. А вот шлейф антенны пришлось закреплять между крышкой и батареей под углом, что рискованно для его сохранности.  

Заплати через NFC, и едь спокойно

Заплати через NFC, и едь спокойно

Образец комплекта SIM+NFC-антенна, готовый к установке в гаджет

В инструкции призывают беречь именно контакты, но судя по наклейке с надписью «3М» они надёжны, эта американская компания специализируется на высоких технологиях в области плёнок, в том числе для госномеров и дорожных знаков. Во всяком случае, клейкий слой выдержал несколько примерок на этом аппарате и на других (а шлейф — нет, и после теста на третьем по счету смартфоне порвался: «билет» перестал работать). Из-за этого мне не довелось потестить кнопочные телефоны без ОС и заготовленный мобильный роутер. Очевидно, ими тоже можно оплачивать проезд, ведь они подают питание на SIM и антенну, а этого достаточно.

Резюме

МТС, как локомотив этого сегмента рынка и заинтересованный в его развитии лидер, всё же не может отвечать за всех его многочисленных участников: в том числе операторов контакт-центров и авторов пресс-релизов о зоопарке и Аэроэкспрессе. Например, в контакт-центре последнего знают только об оплате штрих-кодом с экрана мобильника, билет при этом нужно заранее купить через браузер или мобильное приложение. В общем, некоторые организационные шероховатости на момент ввода услуги в действие еще есть, но сама услуга безусловно работает, проверено!  И это хорошо, NFC-телефон (со встроенной антенной!) уже пора заводить, привыкать к новым способам оплаты за товары и услуги: не исключено, что рано или поздно без аппарата с NFC невозможно будет сдвинуться с места. 


(Нет голосов)
Загрузка комментариев...