Электротранспорт города Уфы

Новости

Заплати…телефоном и езжай спокойно
  • 23 Октября 2015 12:10
Количество просмотров: 5285

Автор: Петр Смирнов

Примерно три года назад в России появился Samsung Galaxy Note2 с NFC-чипом, благодаря которому смартфон показывал оставшиеся на билете поездки. Тогда это был прорыв. С тех пор бумажные проездные ограниченного срока службы и их аналоги типа жетонов здорово подорожали, и не только в России. Например, жетон стамбульского метро стоит 4 лиры (88 рублей), а такая же поездка по бесконтактному проездному — меньше двух. В Москве разовый билет — 50 рублей, оплата по NFC — 29-30 рублей.


Разница вполне оправдана экономически. Ведь разовые надо печатать, затем — ставшие мусором — убирать, жетоны — инкассировать, автоматы продажи обслуживать, а кассиршам платить зарплату. Поэтому технология NFC, Near field communication («коммуникация ближнего поля»), с помощью которой любой владелец телефона может платить за проезд, идёт в рост. У всех операторов услуга называется «Мобильный билет», сегодня рассказываем о ней и о том, как мы попробовали ей пользоваться.

Представьте себя пассажиром поезда, прибывшего в Москву или, наоборот Петербург, и ринувшимся в кассы метро вместе с остальной тысячью попутчиков. Утро, спешка, холод, сломанные автоматы по продаже билетов и очереди к кассам — в и так исторически тесных холлах станций «Комсомольская» или «Площадь восстания». Если с прошлых командировок у вас не осталось заветного жетона (в Петербурге они ещё в ходу) или срок действия московской многоразовой карточки закончился — добро пожаловать в засаду! Если повезет, то вам встретится ангел, который прокатит по своей карте за ваши наличные или бесплатно, выручит заказанная машина или уличный велопрокат. А лучше — включайте NFC, и вперёд.

Эта технология позволила «заряжать» поездками смартфон так же, как многоразовую пластиковую карту московского транспорта «Тройка». Для этого нужны телефон с поддержкой NFC технологии и SIM-карта с NFC — виртуальный проездной хранится в её приложении. По сути, это отдельный денежный счёт — область памяти, умеющая обмениваться информацией с турникетом (хватает ли денег на поездку) и с сотовыми операторами. Обмен с турникетом происходит через NFC-антенну смартфона - встроенную или отдельную.

Заплати через NFC, и едь спокойно

Стоимость проезда по «Мобильному билету» (NFC-оплата проезда мобильником) аналогична стоимости проезда по «Электронному кошельку» (оплата «Тройкой», заряженной деньгами (а не поездками).

Как превратить свой вполне обычный и даже не очень "умный" телефон в NFC-агрегат? Весьма просто -  купить NFC-антенну (цена вопроса - 10 рублей) и поменять стандартную SIM-карту на аналог с поддержкой NFC (бесплатная процедура в салоне оператора). Счастливым обладателям гаджета со встроенной поддержкой NFC достаточно заменить SIM-карту. 

Обход сотовых ритейлеров показал более-менее широкий ассортимент NFC-телефонов и дефицит антенн для установки в безNFC-шные смартфоны. В «Евросети» и «Мобайл элементе» антенны не продаются, некоторые продавцы даже не знают, что это такое. В собственных и дилерских офисах «Билайна» их не оказалось (оператор заявлял, что не будет торговать антеннами), а в «МегаФоне» продаются только NFC-метки. В отличие от антенны, они пассивные и для проезда не годятся. Полный набор нашелся в салонах и в интернет-магазине МТС: NFC-SIM, а также антенна к ней за 10 рублей. Видимо, это следствие известной стратегии оператора — зарабатывать не на гаджетах, а на услугах.  Пользователи iPhone так легко не отделаются — им предлагается специальная антенна за 990 руб. Что поделать, неразборный аппарат так просто не модифицируешь.

Заплати через NFC, и едь спокойно

NFC-антенна от МТС. Длина близкая к оптимальной, не слишком длинная для одних смартфонов, и не слишком короткая для других. Не зря МТС заявляет о лидерстве на рынке финансовых услуг: о том, что сотовые компании скоро превратятся в финансово-телекоммуникационные, говорят все, а собственный банк есть только у одной. «Мобильный билет» для абонентов МТС — только один из ряда финансовых сервисов, доступных через NFC. Поэтому, привлекая пользователей к NFC через оплату проезда, МТС создает базу пользователей бесконтактных платежей.

.

Заплати через NFC, и едь спокойно

Чтобы сэкономить время, заявление на NFC-карту можно заполнить заранее, перед визитом в салон.

Для теста «Мобильного билета» на смартфоне выбрана Lumia 920 со встроенным NFC-модулем (список рекомендованных моделей телефонов). Для теста на безNFC-шном смартфоне куплена антенна за 10 рублей. Она брендирована МТС, но не «залочена». Тариф выбран «Супер МТС» (цена 90 рублей, все на счету): он без абонентской платы, и подойдёт приезжим как целевой аудитории «Мобильного билета». Дело в том, что большинство москвичей, как частые пассажиры, пользуются многоразовыми проездными, в этом случае поездка на наземном транспорте обходится им в 15 рублей, на метро - в 24 рубля, - это условия проездного на 60 поездок. Симку с NFC пока что невозможно зарядить пакетом, только деньгами на разовые поездки, при этом цена одной поездки составит 29 рублей на автобус/трамвай/троллейбус и 30 рублей на метро. Поэтому «Мобильный билет» выгоден тем, кто проездным не пользуется. Для меня, как петербуржца, внутрисетевой тариф оператора оказался удобен также и опцией «Звони бесплатно на МТС России 100». Кассир добавила, что первые две недели на нём не тарифицируются пакеты SMS и интернета, а 20 минут вызовов в сутки на столичную МТС предоставляются бесплатно даже без опции. Чтоб не тратить время в салоне, я запросил e-mail'ом на info@mts.ru полные условия этого предложения try-and-buy. И использовал его в-хвост-и-в-гриву, поскольку во время тестирования то и дело приходилось обращаться за справками на интернет-сайты, то к друзьям, то в контакт-центры операторов или метро.

В Петербурге-то NFC-оплата работает с 2012 года, но для нас не так актуальна, как для Москвы (благодаря разнообразию платёжных методов — турникеты принимают банковские карты PayPass и PayWave; а «Подорожник», аналог московской «Тройки», гораздо раньше неё научили пополняться удалённо — заряжаешь дома через сайт, едешь в Петербург и в кассу не стоишь – прим.Ред.). При этом надо отметить, что у московских пользователей новшества свои бонусы: на NFC-SIM от МТС есть еще и «Мобильный Кошелек» — возможность привязать свою пластиковую карту МТС Деньги к SIM-карте и оплачивать покупки в одно касание по PayPass. Такой комплект позволит абоненту в Москве передвигаться по городу с помощью «Тройки», а в Питере по PayPass.

Заплати через NFC, и едь спокойно

NFC-SIM МТС. С «Мобильным билетом» работают только SIM-карты «большой тройки», приписанные к столичному региону

...Lumia920 заработала не сразу. Вроде всё правильно: БС увидела, что у меня NFC-SIM, и прислала SMS-оферту «Мобильного билета».

Заплати через NFC, и едь спокойно

Для полноты эксперимента — на SMS ответил «0» (отказ от оферты). В ожидании подтверждения отказа зашёл на pda.mts.ru для пополнения счёта (тут и пригодился бесплатный трафик; когда он вообще безлимитный — удобнее пополнять на pay.mts.ru) и дальнейшего приёма оферты.

Заплати через NFC, и едь спокойно

Подтверждение отказа от «Мобильного билета»

При согласии с офертой происходит перевод 150 рублей со счёта мобильника на счёт «Мобильного билета» (в дальнейшем — пополняю сам на сколько захочу; также доступно автопополнение, если баланс опустится ниже 90 рублей). К слову, деньги с банковской карты (минимум 100 рублей) пришли моментально.

Обратно «Мобильный билет» подключается уже не через SMS, а в SIM-меню (раздел «Мобильный билет»).

Заплати через NFC, и едь спокойно

SIM-меню МТС

Заплати через NFC, и едь спокойно

В SIM-меню «Мобильного билета» 3 функции: Вкл/Выкл услуги; Запрос баланса; и Справка.

Заплати через NFC, и едь спокойно

Нажимаю «Включить»:

Заплати через NFC, и едь спокойно

К тому времени «Мобильный билет» в SIM-меню заработал, я включил NFC в настройках Lumia, и без проблем прошёл через турникет автобуса 82.

Заплати через NFC, и едь спокойно

По дороге прочёл на сайте Мосгортранса новость за 7 октября, что «оборудование контролёров позволяет считать с NFC-телефона дату и время прохода через турникет по телефону, как с обычного билета». На сайте Дептранса Москвы прочёл, что смартфоном в Москве уже можно оплатить аэроэкспресс («Тройка» принимается там уже год) иМосковский зоопарк. Оператор контакт-центра «Аэроэкспресса» Надежда посоветовала этому не верить, а пресс-секретарь зоопарка О.Вайншток сказала мне по телефону, что это «в далёкой перспективе, и не этого года».

Заплати через NFC, и едь спокойно

Таким образом «Мобильный билет» стал аналогом «Тройки» с ограниченным функционалом — ещё он не принимается в электричках МЖД; и на него нельзя записать пакеты поездок. Есть и превосходство над «Тройкой» — можно проверить его баланс на смартфоне, а «Тройку» — только на валидаторах у касс метро или в тех уличных киосках «Мосгортранса», что автоматизированы.

Заплати через NFC, и едь спокойно

Тест «Мобильного билета» безNFC-шным смартфоном, с отдельной антенной

Для теста оплаты безNFC-шным смартфоном с отдельной антенной, я использовал свой  МТС Smart Run 4G. У него уникальная батарея — 3400 мАч (хоть NFC почти не тратит энергию, но запас карман не тянет). И — удобный для такого случая SIM-слот, не скрытый батареей. Из минусов Android — при использовании режима «полёт» или смене SIM иконка SIM-меню самоудаляется с главного экрана.

Заплати через NFC, и едь спокойно

Установка в МТС Smart Run 4G NFC-антенны согласно приложенной к ней инструкции. 

Заплати через NFC, и едь спокойно

Шлейф антенны пришлось согнуть ещё и под углом, чтобы вместить и в без того немаленький смартфон (5-дюймов)

NFC-карты у МТС трёхформатные, так что microSIM из Lumia удалось быстро нарастить до miniSIM родным (это важно для надёжности контактов) комплектом, и приклеить к контактам антенны так, чтобы она стала прокладкой между контактами SIM-слота и SIM. А вот шлейф антенны пришлось закреплять между крышкой и батареей под углом, что рискованно для его сохранности.  

Заплати через NFC, и едь спокойно

Заплати через NFC, и едь спокойно

Образец комплекта SIM+NFC-антенна, готовый к установке в гаджет

В инструкции призывают беречь именно контакты, но судя по наклейке с надписью «3М» они надёжны, эта американская компания специализируется на высоких технологиях в области плёнок, в том числе для госномеров и дорожных знаков. Во всяком случае, клейкий слой выдержал несколько примерок на этом аппарате и на других (а шлейф — нет, и после теста на третьем по счету смартфоне порвался: «билет» перестал работать). Из-за этого мне не довелось потестить кнопочные телефоны без ОС и заготовленный мобильный роутер. Очевидно, ими тоже можно оплачивать проезд, ведь они подают питание на SIM и антенну, а этого достаточно.

Резюме

МТС, как локомотив этого сегмента рынка и заинтересованный в его развитии лидер, всё же не может отвечать за всех его многочисленных участников: в том числе операторов контакт-центров и авторов пресс-релизов о зоопарке и Аэроэкспрессе. Например, в контакт-центре последнего знают только об оплате штрих-кодом с экрана мобильника, билет при этом нужно заранее купить через браузер или мобильное приложение. В общем, некоторые организационные шероховатости на момент ввода услуги в действие еще есть, но сама услуга безусловно работает, проверено!  И это хорошо, NFC-телефон (со встроенной антенной!) уже пора заводить, привыкать к новым способам оплаты за товары и услуги: не исключено, что рано или поздно без аппарата с NFC невозможно будет сдвинуться с места. 


(Нет голосов)
Загрузка комментариев...