2019 | 2020 | |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
30 | 5 | 6 | ||||
12 | 13 | |||||
18 | 19 | 20 | ||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
Количество просмотров: 13597 |
Молодой водитель троллейбуса Виталий Лукк рассказал "Петербургскому дневнику", почему он выбрал именно эту профессию и в чем особенности его работы. Управлять троллейбусом не так уж и просто: водитель должен следить сразу за двумя дорогами – вверху и внизу, но в этом есть своя романтика.
"Петербургский дневник": Виталий, расскажи, почему ты решил стать водителем троллейбуса?
Виталий Лукк: Маленьким я ездил на троллейбусе в школу. Было очень интересно, как все таки троллейбус работает – ведь это не автобус и в то же время не трамвай, идет вроде бы по дороге, но в то же время у него есть наверху какие-то провода. Еще было интересно, почему троллейбус иногда притормаживает, почему в кабине иногда что-то пищит. Это сейчас я знаю, что бывают обесточки, стрелки, пересечки и так далее.
К тому же троллейбусы казались мне какими-то уютными. Каждый водитель мог привнести свою лепту во внутреннее оформление – где то ставили лампочки, где-то коврики, где-то занавесочки. Так через какое-то время я уже знал многих водителей в лицо, стал разбираться в моделях троллейбусов – в основном тогда это были ЗиУ-9 старой модификации.
После окончания школы я увлекся краеведением, троллейбусы немного отошли на второй план. Но как-то раз оказался у своего приятеля дома, он жил напротив нашего совмещенного трамвайно-троллейбусного парка. Посмотрел в окно – в парке новые машины, которых до этого я никогда не видел, старых почти нет. Стал через Интернет искать информацию о троллейбусах, фотографии. Потом стал сам фотографировать – сейчас у меня несколько альбомов сделанных мною транспортных фотографий.
Вообще я по образованию экономист, это была модная во времена моей учебы специальность. Работал менеджером, но троллейбус не оставлял никогда. И вот в кризис у нас в офисе много кого уволили, на меня свалилась куча бумажной работы, и я понял, что мне заниматься этим неинтересно. В самый разгар кризиса, в 2008 г., уволился и пошел учиться на водителя троллейбуса, хотя родители, конечно, были в недоумении.
Сейчас работаю водителем в совмещенном парке на севере города, который обслуживает Калининский и Выборгский районы. За рулем я отдыхаю. В пробках стоять, конечно, не люблю, но в северной части Петербурга обстановка с этим полегче.
"Петербургский дневник": У тебя за время работы водителем троллейбуса появился какой то любимый маршрут?
Виталий Лукк: Интересных маршрутов на севере много – например №13, 4, 38.
Мой любимый, пожалуй, №38, потому что он очень своеобразный и как бы охватывает все сферы человеческой жизни. На нем троллейбус останавливается в знаковых для петербуржцев местах. Остановки часто даже так и называются – "Пенсионный фонд", "Областная больница", недалеко от Финляндского вокзала – военкомат, Пискаревское мемориальное кладбище, Богословское кладбище. Маршрут спокойный, живописный, охватывает множество исторических мест. Вот, например, немногие знают, в честь кого назван Кондратьевский пр., а там, в сквере на пересечении Свердловской наб. и Арсенальной ул., есть памятник Саше Кондратьеву – красноармейцу, герою Гражданской войны. Еще там есть памятник герою-подводнику Александру Маринеско, Музей подводных сил России его имени.
"Петербургский дневник": На дороге тяжело управлять троллейбусом?
Виталий Лукк: Главное – знать правила и уважать других участников дорожного движения.
Многих пугают пробки. Например, я стажировал девочку из другого города, где никаких пробок вообще нет, для нее это было непривычно. Но под конец стажировки она вполне освоилась.
Главное – не нервничать, если начинают раздражать какие то неадекватные водители, которые подрезают троллейбус, или маршрутчики. Не надо злиться. У нас очень большая ответственность за людей, которых мы везем, поэтому мы не можем тратить свое внимание на эмоции.
Вообще я считаю, что троллейбус – самый сложный пассажирский вид транспорта. Именно потому, что у него две дороги – наверху и внизу.
С правилами дорожного движения мы разобрались – это то, что происходит внизу, но сверху у нас контактная сеть.
Многие участники движения не понимают – например, подъезжает троллейбус к светофору, горит зеленый, а он начинает тормозить. А почему? Потому что у него наверху расходная стрелка, которую нужно пройти на скорости 10 км/ч, не более. Из-за таких тонкостей возникает много разных ситуаций на дорогах.
"Петербургский дневник": Случаются казусы и нестандартные ситуации?
Виталий Лукк: Конечно. Бывает, водитель заработается и уезжает не туда. У меня самого был такой случай, когда я был молодым водителем. Ехал по Гражданскому пр., надо было повернуть на север, а я поехал прямо. Пассажиры начинают возмущаться – мол, куда вы едете, а я думаю, все нормально, я же еду по 6-му маршруту. А потом смотрю – у меня 38 й горит. Пришлось вызывать тягач. Я тогда вышел, перед пассажирами извинился, объяснил, что заработался на 6-м маршруте. Сзади шел другой троллейбус, я их быстренько туда направил. Люди, в общем-то, вошли в положение.
Надо всегда стараться разрядить обстановку, с юмором подойти – водитель должен быть всегда немножко психологом. Особенно водитель общественного транспорта, особенно – троллейбуса, потому что он ограничен в своих маневрах контактной сетью – 4,5 м влево, 4,5 м вправо.
"Петербургский дневник": Фотографией продолжаешь заниматься?
Виталий Лукк: Продолжаю! У меня есть фотографии редких троллейбусов, которые сохранились у нас в одном-двух экземплярах. Был, например, такой троллейбус "Ленинград-1" в начале 1960 х гг. Он сохранился всего один такой и сейчас готовится к реставрации. Восстанавливать его нужно практически с нуля.
Кстати, зайдите ради интереса в наш Музей городского электрического транспорта, если не были. Там очень много уникальных экспонатов. Есть, например, троллейбус с деревянным кузовом ЯТБ-1, который у нас был найден в конце 1990 х гг. и остался вообще один такой в мире. Нашли его у кого-то на даче, где он использовался в качестве сарая, восстановили его небезразличные люди.
В 1936 г. троллейбусное движение в Петербурге открывали именно такими ЯТБ-1. Интересный факт – в этом году 22 сентября, когда был День без автомобиля, этот троллейбус был на выставке и пришел его водитель, уже практически столетний дедушка. Он принес фотографию, где он в кабине этого троллейбуса в 1951 г. Или, например, в запасниках музея есть еще очень интересный экспонат – маленький прицеп к троллейбусу, изготовленный из элементов троллейбуса МТБ-82. Он работал в составе троллейбусного поезда до 1967 г. Таких поездов в нашем городе было всего два. Прицеп чудом сохранился, его нашли на Ржевке в 2000 г., как раз в том месте, где сейчас проходит КАД.
Помимо фотографии я еще веду группу в социальных сетях, которая называется "Наш дом – Гражданка", где выкладываю интересные факты из истории родного края. А у Гражданки, между прочим, долгая история – началось все с екатерининских времен, когда там была колония немцев-переселенцев, и жили они там вплоть до Великой Отечественной войны. Там, кстати, сохранилось старинное немецкое кладбище.
"Петербургский дневник": А когда на Гражданке запустили первые троллейбусы?
Виталий Лукк: В 1960-е гг. Первая линия была запущена по Гражданскому пр., пр. Непокоренных и до нынешней станции метро "Академическая". Там было разворотное кольцо. Потому пошло развитие на север, до Суздальского пр., Светлановского пр. Наш парк был построен только в 1981 г.
Текст: Олеся Гончарова(Нет голосов) |