Электротранспорт города Уфы

Разделы

Календарь

2016 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
5 8 9 10
14 16
18 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Новости

Проезд в миллионниках: дорожный коллапс в Новосибирске, трамвайный кризис в Уфе и дорогой проездной в Казани
  • 29 Июня 2017 03:06
Количество просмотров: 354

Аналитический отдел газеты «Реальное время» решил изучить вопрос с транспортом в городах-миллионниках: где самый комфортный и недорогой пассажирский транспорт, как обстоят дела с оплатой «электронным кошельком» и в каких миллионниках лучше всего налажена транспортная инфраструктура. Изучая проблему, мы узнали, в чем причина коллапса в Новосибирске и как в то же время в Казани порезали маршрутную сеть. Попытались ответить на вопрос, почему развитие троллейбусной и трамвайной сети в Казани буксует, а в Уфе вообще в данный момент происходит системный кризис городского электротранспорта. При этом обнаружили ряд удивительных фактов, неутешительных для жителей столицы РТ: стоимость казанского ежемесячного проездного сравнима по стоимости с московским и, в отличие от многих других миллионников, в Казани нет льготных категорий при оплате через «электронный кошелек».


Причина коллапса в Новосибирске

На сегодня в России 15 городов с населением больше 1 млн жителей. Казань занимает шестое место по численности (1,19 млн), в топ-5 входят Нижний Новгород (1,26 млн), Екатеринбург (1,4 млн), Новосибирск (1,55 млн), Санкт-Петербург (5,1 млн) и Москва (12,1 млн). Однако рост населения вовсе не обязательно приводит к пропорциональному улучшению транспортных услуг или, скажем, увеличению подвижного состава автобусного, троллейбусного и трамвайного парков.

Лидерами по числу маршрутов и численности подвижного состава продолжают оставаться Москва и Петербург. В столице РФ действует 638 муниципальных маршрутов и 211 частных. Муниципальные обслуживает 6532 автобуса правительства Москвы, у частников парк на 2000 автобусов. В Петербурге соотношение не такое радикальное: 390 муниципальных маршрутов и 287 частных, при этом муниципальные обслуживает 2654 автобуса, зато меньшее число частных маршрутов обслуживает большее количество автобусов — 2934.

Несмотря на то, что Новосибирск третий по числу проживающих в нем жителей городов в России, с автобусами здесь проблема. Местные СМИ вообще считают город проблемным по части транспорта: «Транспорт Новосибирска находится в состоянии, близком к коллапсу», что усугубляет рост автомобилизации, но жители «вынуждены продолжать пользоваться автомобилями для поездок, так как альтернативные варианты еще хуже». Местные власти в феврале этого года решили создать аналитическую группу по развитию городского общественного транспорта. В настоящее время 1 млн жителей города ежедневно обеспечен сетью из 160 маршрутов: 14 троллейбусных маршрутов, 12 трамвайных, 77 автобусных, 57 маршрутных такси. Мы насчитали 78 автобусных маршрутов, и подавляющее большинство их — частные: 685 частных автобусов приходится на 102 автобусов муниципальных.

Транспортная структура городов-миллионников по ссылке

Скромная Казань, зачищенная от «Газелей»

Для сравнения, в Волгограде почти 130 маршрутов (их обслуживает 190 муниципальных и 2586 частных автобусов), в Уфе — 107 (обслуживает 340 муниципальных и 2000 частных автобусов), в Нижнем Новгороде — 122 (670 муниципальных, 1181 частных автобуса), в Омске — 177 (609 муниципальных, 2054 частных автобуса). Обращает на себя внимание, что сразу в нескольких городах число частных автобусов превышает отметку в 2000 — и, разумеется, все это выглядит странным, если сравнивать города-гиганты с Уфой и Омском. Впрочем, величина, скажем, частного автобусного парка вовсе не означает пропорционального роста комфортности перевозок и улучшения инфраструктуры: большее число маленьких автобусов может ударить по трафику, приводя к транспортным пробкам.

Казань в этом смысле относится к числу городов с относительно небольшим числом маршрутов (в сравнении с числом жителей) — всего 61 (все муниципальные), и небольшим автобусным парком — 843 автобуса (все муниципальные). Ранее, в 2006 году казанский автобусный парк был больше в 2,3 раза, чем нынешний — всего было 1976 автобусов! Раздут парк был за счет большого числа небольших маршруток-«Газелей» и маршруток «ПАЗов». Напомним, по результатам проведенного обследования пассажиропотоков Казань приступила к оптимизации транспортной сети, в итоге маршрутки-«Газели» ликвидировали, транспортную систему перевели на автобусы большой вместимости. Предлагалось уменьшить число маршрутов автобусов и маршрутных такси со 149 до 97 (в итоге осталось 61), трамваев — с 16 до 14 (осталось 6). Стало ли от этого удобнее — неизвестно, но дороги разгрузили.

Фото evening-kazan.ru

Буксующее развитие троллейбусной сети в Казани и системный кризис электротранспорта Уфы

С троллейбусами ситуация еще противоречивее. Города-лидеры прежние — Москва (67 маршрутов и 1311 троллейбусов) и Петербург (46 маршрутов и 634 троллейбуса). В шести городах количество троллейбусов колеблется в пределах 200-300 единиц. Казань с большим трудом вошла в топ-10 городов с самым развитым троллейбусным парком — здесь 202 троллейбуса и всего 11 маршрутов. Напомним, в прошлом году Казань закупила почти 100 троллейбусов, согласно решениям еще 2006 года именно троллейбусы и трамваи должны были обслуживать центр города. Из двух видов электронного транспорта казанские власти сделали ставку на троллейбусы, трамвайное движение с тех пор планомерно сокращалось, а число троллейбусных маршрутов увеличивалось. Правда, намерение той поры так и осталось намерением: тогдашний руководитель городского комитета по транспорту и связи Казани Айдар Абдулхаков обещал увеличить число троллейбусных маршрутов с 12 до 13, а сегодня, как видим, их всего 11.

Разные города — разные намерения, но похожие результаты. Так, для сравнения, Уфа в 2008 году также решила сокращать трамвайные маршруты и заменять их троллейбусными: на это было выделено изначально 78 млн рублей. Тогда в башкирской столице было 250 троллейбусов на 22 маршрутах. Однако сегодня на тех же 22 маршрутах работает только 110 троллейбусов. В 2008 году в Уфе было 295 трамвайных вагонов на более 20 маршрутах — в настоящий момент трамвайный парк насчитывает всего 80 вагонов, число маршрутов сокращено до 12. Но и это не помогло: прямо сейчас в Уфе разворачивается троллейбусно-трамвайный кризис — из-за огромных долгов города перед энергетиками начались перебои и ограничения в подаче электричества, в результате интервалы движения между трамваями и троллейбусами стали длиннее. Не исключено, что в скором времени весь уфимский электротранспорт станет частным.

muet-ufa.ru

Катастрофическая ситуация с трамваями в России при едва ли развитом метро в миллионниках

Впрочем, ситуация с электротранспортом катастрофическая по всей России. Относительно развитым можно назвать трамвайное движение в Москве и Питере. К городам с хорошей трамвайной сетью можно также отнести Екатеринбург (459 трамваев на 30 маршрутах), Нижний Новгород и Челябинск (в обоих городах 300—306 трамваев на 15—14 маршрутах), Волгоград (252 трамвая на 11 маршрутах). Казань в этом отношении плетется в хвосте: хуже ситуация только в Красноярске и Ростове.

Между тем считается, что трамвай — самый удобный вид транспорта, уступает в этом отношении только метро. Но метро есть даже не во всех городах-миллионниках. А там, где есть, находится, скажем так, в зачаточном состоянии. Только в Москве и Петербурге ситуация хорошая: в столице РФ более 10 тыс. поездов на 206 станций и 12 линий метро, в северной столице 1711 поездов на 67 станций и 5 линий. Неплохо обстоит дело с метро в Новосибирске (104 поезда на 13 станций и 2 линии) и Нижнем Новгороде (107 поездов на 14 станций и 2 линии). В Волгограде вместо метро «скоростной трамвай» (71 единиц на 1 линии) — реальный трамвай, проезжающий по части маршрута под землей. Сравнимы по развитости метро Екатеринбург и Казань: 64 против 47 поездов на одной линии.

PayPass/Payway: Казань и Москва рулят

О комфортности и адекватности современным условиям говорит возможность безналичной оплаты проезда пластиковыми картами в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро. Осуществляется она по технологии Visa payWave и MasterCard PayPass, предоставляющим возможность бесконтактного способа оплаты на суммы до определенной величины без «пин-кода» — карту надо поднести к платежному терминалу. В России такая сумма ограничивается 1000 рублей. Однако такая возможность есть далеко не во всех городах.

Возможность платить таким образом в автобусах есть в Казани и в Москве (и в муниципальных, и в частных). В Уфе — только в государственных автобусах (муниципального автобусного транспорта в столице Башкортостана нет). В Омске, как и Нижнем Новгороде, планируют ввести такую систему в IV квартале 2017 года. В Питере есть лишь один, пилотный маршрут. В других девяти городах-миллионниках такой технологии нет. С троллейбусами ситуация чуть получше, PayPass/Payway есть в четырех городах — в Уфе, Воронеже, Москве, Казани. В Питере и Новосибирске — лишь на одном пилотном маршруте, Омск с Новгородом планируют «апгрейдить» свою систему до конца этого года. С трамваями ситуация повторяет автобусную. Зато в метро такая система установлена в пяти городах, в том числе и в Казани.

Фото Максима Платонова

«Смарт»-тарифы без льготных категорий в Казани и не действующие в маршрутках в большинстве городов

В основном в настоящее время оплата производится в общественном транспорте наличными или через «электронный кошелек» (условно — «смарт-карта»), которую в Казани называют «билетом длительного пользования». Из 15 городов-миллионников известны следующие «электронные кошельки»: «Тройка» (Москва), «Подорожник» (Питер), «Екарта» (Екатеринбург) и др. Нет «кошелька» лишь в двух городах — Воронеже и Перми.

«Кошелек» удешевляет проезд во всех остальных исследованных нами городах. В Москве единый тариф на всех видах общественного транспорта — 35 рублей. В Питере существует ограничение на число поездок (до 10 ), тариф на всех видах транспорта, кроме метро (36 рублей) — 31 рубль. Третий по дороговизне поездок по смарт-картам — Екатеринбург (26 рублей). Казань вместе с Самарой занимают четвертое место с «электронным» тарифом в 23 рубля. Дешевле всего проехаться будет в Волгограде, Новосибирске и Ростове (17—19 рублей).

Проезд с использованием электронного кошелька по ссылке

В маршрутках смарт-карты действуют без ограничений лишь в Красноярске и Санкт-Петербурге, в остальных городах либо действуют не во всех маршрутках, либо придется расплачиваться наличными. Это, однако, касается взрослого населения — со школьными, студенческими, и пенсионными смарт-картами все гораздо хуже. Школьники по смарт-карте могут расплачиваться лишь в шести городах. Любопытно, что в Москве проезд им будет стоить столько же, сколько взрослым — 35 рублей. Самые симпатичные тарифы для школьников в Новосибирске (9—10 рублей) и Ростове-на-Дону (8,5—9,5 рубля). В Казани никаких смарт-преференций для школьников не предусмотрено. Студентам еще сложнее — студенческие смарт-карты есть лишь в четырех городах (лучше всего, опять же, в Новосибирске — 9—10 рублей). Пенсионеры смогут расплачиваться со льготой по картам лишь в двух городах — Омске и Ростове (9,5 рубля).

«Золотые» проездные в Питере и Екатеринбурге и казанский проездной по цене московского

Наличными расплачиваться дороже. Москва с тарифом в 55 рублей на всех видах транспорта — самый дорогой город. В Питере — 40 рублей. На третьем месте — Екатеринбург (28 рублей). Казань — четвертый по дороговизне город, тариф здесь в прошлом году был повышен до 25 рублей. Самые дешевые города — Ростов-на-Дону (17—19 рублей) и Новосибирск (18—19 рублей, исключая маршрутки, где проезд может в некоторых случаях стоить и 30 рублей).

Стоимость проезда за наличный расчет в городах-миллионниках по ссылке

Еще один вариант — проездные (безлимитные ежемесячные). Единый проездной есть в восьми городах. Как ни странно, самый дорогой проездной вовсе не в Москве (2050 рублей в месяц), а в Петербурге (2900) и Екатеринбурге (2800). Казанский проездной сравним по стоимости с московским — 2040 рублей. В пяти городах проездной не действует на маршрутках (Новгород, Ростов, Самара, Питер, Челябинск). Студенческого и школьного проездного в Казани нет — в столице РТ есть лишь пенсионный проездной (448 рублей). Студенческие проездные есть лишь в пяти городах: Волгограде, Новгороде, Самаре, Петербурге, Екатеринбурге, самые дорогие — в Волгограде и Екатеринбурге (1650—1700 рублей). Школьные проездные действуют в шести городах, самый дорогой в Екатеринбурге (1000), дешевый — в Петербурге (515).

Стоимость проезда по безлимитному проездному в городах миллионниках по ссылке

Выделенные полосы: в мэрии Казани продолжают выделять полосы для автобусов, не имея представления об их протяженности

Еще один ключевой фактор, на которой в последние годы делали ставки муниципальные власти России, — наличие в транспортной системе выделенных полос для общественного транспорта. Они существуют в настоящее время в 11 городах. В Москве они протянулись на 249,17 км. В Питере — на 52,5 км, в Новосибирске — на 30,16. Казань — единственный город, не ведущий статистику протяженности выделенных полос, по данным ряда СМИ, в столице РТ всего 46 км выделенных полос.

Жесткие условия движения по выделенным полосам существуют в Перми (движение прочего, не общественного транспорта, запрещено) и Петербурге (разрешается движение такси, школьным автобусам, пожарным, полиции и т. д.).

Казанские власти заинтересовались полосами в 2008 и 2010 годах (на большинстве улиц шириной не менее трех полос в одну сторону). Используются полосы в основном автобусными маршрутами. Известно, что на время проведения Универсиады и водного Мундиаля в 2013 и 2015 годах число полос было увеличено (даже там, где самого общественного транспорта и маршрутов отродясь не было). По окончании мероприятий «спортивные полосы» ликвидировали. Напомним, что далеко не все автомобилисты и жители города восприняли введение выделенных полос с воодушевлением и пытались — безуспешно — оспорить их появление в судах.

Наличие выделенных полос в городах-миллионниках по ссылке

Источник : https://realnoevremya.ru/analytics/68456-analiz-sistem-obschestvennogo-transporta-v-millionnikah-rossii

P.S. Данные по транспорту Уфы и другим городам, приведенные в статье, не совсем корректны и имеют погрешности. Тем не менее, статья интересна для массового читателя с точки зрения аналитики и заслуживает того, чтобы с нею ознакомиться.

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)
Загрузка комментариев...