Электротранспорт города Уфы

Разделы

Календарь

2018 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30
14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

Новости

Общественный транспорт, который нужен людям и экономике
  • 2 Декабря 2015 12:12
Количество просмотров: 8547

Бурный экономический рост начала века привел к увеличению числа легковых автомобилей и «дикому» развитию бизнеса пассажирских перевозок в городах. Потом, в 2009-2013 годы, время антикризисного роста продаж легковых автомобилей, транспортный кризис дозревал. С ним дозревал и экологический, в немалой мере порожденный пробками и избытком легковых автомобилей на дорогах. А россияне делали на них ставку вовсе неспроста, а из недоверия к общественному транспорту, оказавшемуся в кризисном состоянии.

На конец 2015 года можно констатировать: российские города оказались в непростой транспортной ситуации. Они пытаются преодолеть кризис пробок и хаоса, стараются осовременить общественный транспорт, но сталкиваются со множеством трудностей. Нехватка денежных средств — только одна из них, пусть и чрезвычайно важная. Есть еще необходимость разобраться, как действовать дальше, как унифицировать транспортную систему, сделав ее понятной для города и удобной для пассажиров. А ведь для развития экономики нашим мегаполисам крайне необходима современная и надежная транспортная система.

В сентябре-ноябре экспертная группа Института глобализации и социальных движений (ИГСО) провела системный анализ транспортной ситуации в регионах России и пришла к выводу, что московская модель интегрирования частного и муниципального транспорта поможет разрешить транспортный кризис в отечественных мегаполисах. Однако мы сразу увидели две практических проблемы, без решения которых невозможно привести транспортные системы отечественных городов к современному формату. Именно поэтому вышедший сегодня доклад «Транспортный кризис городов России. Общественный транспорт как единое решение» направлен мэру Москвы и президенту России.

Чего мы, собственно, хотим?

Во-первых, региональные мегаполисы явно нуждаются в поощрении и поддержке (особенно материальной) со стороны федерального центра. Во-вторых, там, где муниципальные власти хотят перемен и поняли, что расширять проезжую часть бесконечно невозможно, а нужно модернизировать и упорядочить общественный транспорт, им может потребоваться контакт с департаментом транспорта столицы.

Причем важны именно практические решения по интеграции коммерческих перевозчиков в единую систему. Так две базовых проблемы (денег и передачи опыта) можно решить.

Изучив транспортную ситуацию во многих российских мегаполисах, мы констатировали, что пассажирский транспорт не отвечает запросам населения. Основными проблемами крупных городов являются: рост личного автопарка, автомобильные пробки, изношенность общественного транспорта, отсутствие единого маршрутного и тарифного регулирования, устаревшая маршрутная сеть и прочее. И все же критической остается именно ситуация с транспортом частных перевозчиков.

Слабый контроль над водителями коммерческих автобусов привел к частым нарушениям правил дорожного движения, фиктивному техническому и медицинскому предрейсовому контролю, несоблюдению режима сна и отдыха водителя и др. Следствием этого стал всплеск аварий с участием частных автобусов и рост числа погибших во время ДТП. Кроме того, коммерческий транспорт не решает проблем по перевозке социально незащищенных категорий граждан. Говоря честно, он стремится снять сливки с рынка перевозок. В часы пик на улицах много автобусов и маршруток. После они куда-то пропадают. Все это создает хаос, делая непредсказуемым наземный транспорт.

Для разрешения этих проблем необходима комплексная реорганизация системы. В частности, нужно создать единую систему городского общественного транспорта, включив в нее коммерческих перевозчиков.

Да, им нужно предложить выбор: или вы принимаете правила города и начинаете работать по-настоящему, или теряете право кочевать по маршрутам в поисках денежных сливок. Примером эффективной реформы общественного транспорта могут послужить преобразования, начавшиеся в Москве. На основе опыта мировых столиц по созданию единых транспортных систем здесь создали свою уникальную модель объединения частного и муниципального транспорта.

Новая схема работы с частными перевозчиками предусматривает единые требования для подвижного состава, единые билетные решения, единые требования по безопасности и комфорту перевозки пассажиров. Этот опыт необходимо транслировать в регионы для разрешения транспортного кризиса, который назревает в большинстве регионов России. Важно, чтобы столичные власти были открыты для передачи опыта, а федеральный центр оказал городам страны материальную помощь в деле реформирования и развития общественного транспорта.

Вот чего мы от них хотим. И не только мы, но, хочется надеяться, и власти большинства городов России. Да и не только они, но и пассажиры — люди, интересы которых должны учитываться в первую очередь. С передачей опыта проблем быть не должно. Но вот включит ли федеральный центр расходы на обновление общественного транспорта городов в свою антикризисную политику — вопрос открытый. И важный, поскольку от его решения зависит скорость обновления общественного транспорта в стране.

Конечно, министры-экономисты объявили в ноябре об окончании рецессии. Специалистам также заметны старания ЦБ по удержанию курса рубля, что должно обеспечить спокойные новогодние праздники. Но есть и суровый процесс в мировой экономике. Есть ослабление спроса в России, что уже обеспечило базу для развития кризиса. С этим рано или поздно придется бороться. Успокоения не помогут.

Нужны решения. Одно из важнейших: начать вкладывать деньги в инфраструктуру городов, помочь им создать современный общественный транспорт. Все это важный элемент антикризисного плана, которого у России пока нет.

Не стоит забывать, что современный общественный транспорт важен не только как продукт, создание которого дает рабочие места и позволяет развить производство отечественных низкопольных автобусов, вагонов трамваев или микроавтобусов. Отлаженная система сообщений в городах нужна для того, чтобы при перезапуске роста экономики не иметь проблемы, которая называется хаосом. Слишком дорого он обходится.

Автор: 

ВАСИЛИЙ КОЛТАШОВ

Экономист, Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений.


Статья взята с сайта http://rabkor.ru

(Нет голосов)
Загрузка комментариев...