Электротранспорт города Уфы

Разделы

Календарь

2016 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
5 8 9 10
14 16
18 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Новости

Когда на российских дорогах появятся машины-роботы
  • 15 Декабря 2015 12:12
Количество просмотров: 2007

Видеоролик, в котором 4‑летняя девочка Софи дистанционно управляет огромным грузовиком Volvo, взорвал YouTube – более 7 млн просмотров за неделю.  В многочисленных комментариях весь спектр эмоций – от восторга до ужаса, – которые испытывают люди при виде машины, перемещающейся без водителя. Совсем скоро такие технические средства войдут в повседневную жизнь. Японцы на платных трассах уже начали испытывать беспилотные легковушки Highway Teammate, а к токийской Олимпиаде 2020 г. обещают вовсю использовать самоуправляемые авто.


Российский беспилотник планируют показать на ЧМ‑2018 по футболу, а на дороги России он сможет выехать уже к 2022 г. Дорожная карта «Национальной технологической инициативы» AutoNet предполагает, что к 2035 г. 10% используемых в России автомобилей будут беспилотными. На данную программу Минпромторг РФ готов выделить из бюджета 18 млрд руб.

Ставка на грузовики

Разговор о беспилотных грузовиках президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова начинает с Карла Маркса и напоминает о «капитальной» истине: смена экономической формации – это смена средств производства. По ее мнению, нам довелось жить в эпоху перехода от человеческого труда к роботизации, к шестому технологическому укладу. Cognitive Technologies и КамАЗ готовятся предложить миру беспилотные грузовики.

Cognitive Technologies была создана в 1993 г. на базе лаборатории искусственного интеллекта Института системного анализа РАН (бывший ВНИИСИ АН СССР), естественно, унаследовав все авторские разработки. Основатели компании имеют прямое отношение к известному проекту советских ученых «Каисса» – первому чемпиону мира по шахматам среди компьютерных программ. Первый крупный проект Cognitive Technologies реализовала в 1995 г. – проводила автоматизацию Башкирской налоговой инспекции. Потом была серия крупных заказов от «Газпрома», сотрудничество с Пенсионным фондом России, участие в разработке системы ГАС «Выборы». «Сегодня реализуем 60–70 крупных проектов в год как в продуктовом сегменте, так и в интеллектуальных решениях», – отмечает Ольга Ускова. Выручка компании за 2014 г. составила 23 млрд руб.

Один из основных проектов, над которым сейчас работает команда Cognitive Technologies, – создание беспилотного авто. В 2011 г. математики компании доказали, что человека можно исключить из процесса управления транспортным средством. Для разрабатываемых «искусственных мозгов» стали искать транспортную базу.

Как признается Ольга Ускова, на АвтоВАЗ идти не хотелось: бренд мало подходит для инновационного прорыва и международной экспансии. Тогда обратили внимание на российских производителей грузовиков. У КамАЗа понравилось все: и команда, и состояние автомобиля, и научно-технический центр. В конце 2013 г. автопроизводитель стал партнером компании. «Даже у разработчиков на старте было много скепсиса и мало уверенности, что такой грузовик поедет», – вспоминает Ольга Ускова.

Еще до проекта бюджетного финансирования компании решились на совместные инвестиции. Для реализации задуманного было создано совместное предприятие «КамАвторобот», задача которого – изготовление интеллектуальных компонентов для транспортных средств с прицелом производить не только готовые беспилотные грузовики или софт, но и узлы для беспилотного транспорта. КамАЗ уже вложил в него 90 млн руб., причем президент КамАЗа Сергей Когогин возглавил рабочую группу в рамках Агентства стратегических инициатив. Cognitive Technologies, в свою очередь, получила 300 млн руб. от Министерства образования и науки – проект поддержал министр Дмитрий Ливанов.

Летом 2015 г. «КамАЗ» без водителя прошел первые испытания. У всех, кто это видит воочию, возникает ощущение присутствия в будущем: машина сама подруливает, сама тормозит перед препятствием, а внутри на специальном компьютере можно увидеть, как электронный мозг принимает решения. Эта машина думает, как человек, и в этом существенное отличие российского проекта. Западная школа, находившаяся в лучших экономических условиях – и по стартовому финансированию, и по состоянию полигонов и дорог, – пошла по экстенсивному пути: меньше математики, больше датчиков. Транспортное средство «прощупывает» дорогу с помощью инфракрасных и лазерных датчиков и постоянно поддерживает связь со спутником. Такой способ дает быстрый результат, но требует соблюдения двух ключевых условий: приличные дороги с разметкой, отражателями и т. д., устойчивое соединение со спутником. Кроме того, на практике не изучен вопрос конфликтности: что будет, если на трассу выйдет поток машин с излучающими и поглощающими датчиками. К тому же, высокотехнологичный обвес дорого стоит, а в борьбе за будущие рынки основной аргумент – это цена.

Cognitive Technologies пришлось сделать упор на математику. «Мы хотели научить машину принимать решения так, как это делает человек-водитель. Конечно, датчики тоже есть, но их на порядок меньше, чем в западных решениях, и их временное отключение не является фатальным. Этот подход дает другую экономику и большую независимость», – рассказывает Ольга Ускова.

В российской компании считают, что беспилотный автомобиль не должен быть дороже обычного более чем на 15%. Беспилотному грузовику не требуется кабина, а это треть от стоимости автомобиля. Именно дешевизна решения, по мнению Ольги Усковой, может обеспечить ключевое преимущество при разделении рынков. Компания ориентируется на развивающиеся страны: Китай, Индию, Индонезию и Африку. В Cognitive Technologies отдают себе отчет, что даже при условии дешевизны решения европейский и американский рынки будут юридически закрыты, но рассчитывают, что Россия может вернуть 6–8% рынка мировых продаж авто к 2025 г., если следовать программе, заложенной в AutoNet.

Догнать BMW

Российское правительство в рамках финансирования AutoNet готово выделить на проект 18 млрд руб. Эта сумма подразумевает выпуск промышленной серии беспилотных грузовиков и создание полигона в Татарстане. «Чтобы догнать BMW, надо накатать миллионы километров», – считает Ольга Ускова и подчеркивает, что некоторые аспекты пока остаются без внимания и финансирования.

...

Статья полностью на сайте http://ko.ru

(Нет голосов)
Загрузка комментариев...