Электротранспорт города Уфы

Разделы

Календарь

2016 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 3 5 6
7 12 13
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Новости

Как казаки трамвай встречали
  • 10 Декабря 2015 12:12
Количество просмотров: 2061

«В воскресенье, 10 (по ст. ст. 23) декабря 1900 года, несмотря на холодный день, улица Красная была полна народу. Екатеринодарцы волновались, выбегали на мостовую, чтобы увидеть чудо - двигавшийся по рельсам вагон, набитый улыбавшимися людьми. Новый вид городского транспорта на первых порах для многих был диковинкой.»

- Чим вин, кум, совается? - спрашивал приезжий станичник своего городского приятеля.

- Аж вон, бачишь, с дроту цепок висить, то вона, бисова душа, тим цепком пидпираеця та й бижить…

- Хи! Та це зовсим проста штука! Може, оттакечки и возом можно побигти…

Такой вот диалог  записал в первые месяцы работы екатеринодарского трамвая корреспондент «Кубанских областных ведомостей».

Пуск первого трамвая стал настоящим праздником для  горожан. Восторженная детвора неслась вслед за  пятью грохотавшими вагонами по Екатерининской ( ул. Мира) и затем по Красной, до городской управы.  Там по всей ширине улицы была натянута красная атласная лента. У городской управы вагоны остановились, лента перерезали - и в городе началась новая, уже «трамвайная» эра.

На следующий день открылось регулярное движение по маршрутам: от Городского сада (по Красной) до Новокузнечной и по Екатерининской до вокзала. Длина линий составляла 5 верст (одна верста равна 1,06 км). Первые трамваи ездили по узкоколейке со скоростью 10 километров в час (при этом средняя скорость у извозчиков была 12 километров в час). Плата за проезд по главной линии с правом пересадки на Вокзальную составляла 5 копеек. Первоначально улица Красная обслуживалась восемью моторными вагонами, Екатерининская - двумя, затем их число увеличилось до 17 и 23 соответственно.

Впервые в Екатеринодаре о пуске современного общественного транспорта  заговорили еще в 1887 году: именно тогда Городская дума получила предложение об устройстве в Екатеринодаре конно-железной дороги. Оно было отвергнуто «ввиду возможного стеснения грузового и экипажного движения» по единственной мостовой на улице Красной. Отклонили в 1893 году  и такое же предложение дворянина Б.Л. Балинского -  «конка», или конно-железная дорога,  в нашем городе так и не появилась. Но спустя несколько лет на екатеринодарских улицах были проложены первые трамвайные пути.

Случилось это благодаря бельгийскому акционерному обществу «Компания тяги и электричества», которая на свой страх и риск обязалась  устроить «сеть городских электрических дорог с подвижным составом и всеми принадлежностями к ним». Это было сделано на основании договора, заключенного между компанией и Екатеринодарской городской управой в 1897 году.

Стоимость строительства была по тем временам огромной (400 тыс. рублей), и городу это было явно не по карману. По договору в течение 40 лет Екатеринодар должен был довольствоваться лишь 3 процентами от годовой прибыли, а по истечении установленных десятилетий все постройки, парк, трамваи обязаны были перейти  в городскую собственность.

Для электростанции, вагонного парка и мастерских  отводилось место на углу улицы Екатерининской и Карасунского канала (ныне территория  МУП «КТТУ»).

 Контактный провод на Красной линии крепился к изящным чугунным опорам, установленным в пространстве между путями. Екатерининская линия имела другую интересную особенность: над единственным путем линии близко друг к другу были натянуты два контактных провода - для каждого из направлений движения. В отличие от Красной линии опорами здесь служили деревянные столбы, установленные по краям проезжей части.  

Это был пятнадцатый в России электрический трамвай. За 1901 год он перевез 2,5 млн пассажиров.

В 1920-м договор с «бельгийцами» был аннулирован, и трамвай навсегда перешел в собственность народа.

Автор: Марина Аванесова

Статья взята с сайта http://ki-gazeta.ru

(Нет голосов)
Загрузка комментариев...