2020 | 2021 | |
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Количество просмотров: 13955 |
«В воскресенье, 10 (по ст. ст. 23) декабря 1900 года, несмотря на холодный день, улица Красная была полна народу. Екатеринодарцы волновались, выбегали на мостовую, чтобы увидеть чудо - двигавшийся по рельсам вагон, набитый улыбавшимися людьми. Новый вид городского транспорта на первых порах для многих был диковинкой.»
- Чим вин, кум, совается? - спрашивал приезжий станичник своего городского приятеля.
- Аж вон, бачишь, с дроту цепок висить, то вона, бисова душа, тим цепком пидпираеця та й бижить…
- Хи! Та це зовсим проста штука! Може, оттакечки и возом можно побигти…
Такой вот диалог записал в первые месяцы работы екатеринодарского трамвая корреспондент «Кубанских областных ведомостей».
Пуск первого трамвая стал настоящим праздником для горожан. Восторженная детвора неслась вслед за пятью грохотавшими вагонами по Екатерининской ( ул. Мира) и затем по Красной, до городской управы. Там по всей ширине улицы была натянута красная атласная лента. У городской управы вагоны остановились, лента перерезали - и в городе началась новая, уже «трамвайная» эра.
На следующий день открылось регулярное движение по маршрутам: от Городского сада (по Красной) до Новокузнечной и по Екатерининской до вокзала. Длина линий составляла 5 верст (одна верста равна 1,06 км). Первые трамваи ездили по узкоколейке со скоростью 10 километров в час (при этом средняя скорость у извозчиков была 12 километров в час). Плата за проезд по главной линии с правом пересадки на Вокзальную составляла 5 копеек. Первоначально улица Красная обслуживалась восемью моторными вагонами, Екатерининская - двумя, затем их число увеличилось до 17 и 23 соответственно.
Впервые в Екатеринодаре о пуске современного общественного транспорта заговорили еще в 1887 году: именно тогда Городская дума получила предложение об устройстве в Екатеринодаре конно-железной дороги. Оно было отвергнуто «ввиду возможного стеснения грузового и экипажного движения» по единственной мостовой на улице Красной. Отклонили в 1893 году и такое же предложение дворянина Б.Л. Балинского - «конка», или конно-железная дорога, в нашем городе так и не появилась. Но спустя несколько лет на екатеринодарских улицах были проложены первые трамвайные пути.
Случилось это благодаря бельгийскому акционерному обществу «Компания тяги и электричества», которая на свой страх и риск обязалась устроить «сеть городских электрических дорог с подвижным составом и всеми принадлежностями к ним». Это было сделано на основании договора, заключенного между компанией и Екатеринодарской городской управой в 1897 году.
Стоимость строительства была по тем временам огромной (400 тыс. рублей), и городу это было явно не по карману. По договору в течение 40 лет Екатеринодар должен был довольствоваться лишь 3 процентами от годовой прибыли, а по истечении установленных десятилетий все постройки, парк, трамваи обязаны были перейти в городскую собственность.
Для электростанции, вагонного парка и мастерских отводилось место на углу улицы Екатерининской и Карасунского канала (ныне территория МУП «КТТУ»).
Контактный провод на Красной линии крепился к изящным чугунным опорам, установленным в пространстве между путями. Екатерининская линия имела другую интересную особенность: над единственным путем линии близко друг к другу были натянуты два контактных провода - для каждого из направлений движения. В отличие от Красной линии опорами здесь служили деревянные столбы, установленные по краям проезжей части.
Это был пятнадцатый в России электрический трамвай. За 1901 год он перевез 2,5 млн пассажиров.
В 1920-м договор с «бельгийцами» был аннулирован, и трамвай навсегда перешел в собственность народа.
Автор: Марина Аванесова(Нет голосов) |