Электротранспорт города Уфы

Разделы

Календарь

2018 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28
24
25 26 27 28 29 30 31

Новости

Как казаки трамвай встречали
  • 10 Декабря 2015 12:12
Количество просмотров: 9261

«В воскресенье, 10 (по ст. ст. 23) декабря 1900 года, несмотря на холодный день, улица Красная была полна народу. Екатеринодарцы волновались, выбегали на мостовую, чтобы увидеть чудо - двигавшийся по рельсам вагон, набитый улыбавшимися людьми. Новый вид городского транспорта на первых порах для многих был диковинкой.»

- Чим вин, кум, совается? - спрашивал приезжий станичник своего городского приятеля.

- Аж вон, бачишь, с дроту цепок висить, то вона, бисова душа, тим цепком пидпираеця та й бижить…

- Хи! Та це зовсим проста штука! Може, оттакечки и возом можно побигти…

Такой вот диалог  записал в первые месяцы работы екатеринодарского трамвая корреспондент «Кубанских областных ведомостей».

Пуск первого трамвая стал настоящим праздником для  горожан. Восторженная детвора неслась вслед за  пятью грохотавшими вагонами по Екатерининской ( ул. Мира) и затем по Красной, до городской управы.  Там по всей ширине улицы была натянута красная атласная лента. У городской управы вагоны остановились, лента перерезали - и в городе началась новая, уже «трамвайная» эра.

На следующий день открылось регулярное движение по маршрутам: от Городского сада (по Красной) до Новокузнечной и по Екатерининской до вокзала. Длина линий составляла 5 верст (одна верста равна 1,06 км). Первые трамваи ездили по узкоколейке со скоростью 10 километров в час (при этом средняя скорость у извозчиков была 12 километров в час). Плата за проезд по главной линии с правом пересадки на Вокзальную составляла 5 копеек. Первоначально улица Красная обслуживалась восемью моторными вагонами, Екатерининская - двумя, затем их число увеличилось до 17 и 23 соответственно.

Впервые в Екатеринодаре о пуске современного общественного транспорта  заговорили еще в 1887 году: именно тогда Городская дума получила предложение об устройстве в Екатеринодаре конно-железной дороги. Оно было отвергнуто «ввиду возможного стеснения грузового и экипажного движения» по единственной мостовой на улице Красной. Отклонили в 1893 году  и такое же предложение дворянина Б.Л. Балинского -  «конка», или конно-железная дорога,  в нашем городе так и не появилась. Но спустя несколько лет на екатеринодарских улицах были проложены первые трамвайные пути.

Случилось это благодаря бельгийскому акционерному обществу «Компания тяги и электричества», которая на свой страх и риск обязалась  устроить «сеть городских электрических дорог с подвижным составом и всеми принадлежностями к ним». Это было сделано на основании договора, заключенного между компанией и Екатеринодарской городской управой в 1897 году.

Стоимость строительства была по тем временам огромной (400 тыс. рублей), и городу это было явно не по карману. По договору в течение 40 лет Екатеринодар должен был довольствоваться лишь 3 процентами от годовой прибыли, а по истечении установленных десятилетий все постройки, парк, трамваи обязаны были перейти  в городскую собственность.

Для электростанции, вагонного парка и мастерских  отводилось место на углу улицы Екатерининской и Карасунского канала (ныне территория  МУП «КТТУ»).

 Контактный провод на Красной линии крепился к изящным чугунным опорам, установленным в пространстве между путями. Екатерининская линия имела другую интересную особенность: над единственным путем линии близко друг к другу были натянуты два контактных провода - для каждого из направлений движения. В отличие от Красной линии опорами здесь служили деревянные столбы, установленные по краям проезжей части.  

Это был пятнадцатый в России электрический трамвай. За 1901 год он перевез 2,5 млн пассажиров.

В 1920-м договор с «бельгийцами» был аннулирован, и трамвай навсегда перешел в собственность народа.

Автор: Марина Аванесова

Статья взята с сайта http://ki-gazeta.ru

(Нет голосов)
Загрузка комментариев...