Электротранспорт города Уфы

Разделы

Календарь

2016 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
5 8 9 10
14 16
18 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

Новости

Человек, который спас трамвай
  • 29 Апреля 2016 12:04
Количество просмотров: 1450

Мой дед не был участником Великой Отечественной. Когда она началась, у него, 46-летнего, уже были за плечами две войны, восемь лет на фронтах Первой мировой и гражданской, защита подступов к Петрограду от немецко-австрийских войск, участие в составе знаменитой и легендарной 1-й Конной армии Буденного в разгроме армий Деникина и Врангеля, отрядов Махно и повстанцев генерала Пржевальского.


В третьей в своей жизни войне дед уже не был на передовой, но работа в тылу стала для него еще одним испытанием на прочность. Не знаю, какими критериями оценить величину его вклада в Великую Победу, да и могут ли быть единицы измерения силы духа, любви и веры в свою Родину того поколения. 

Через много лет о деде напишут: «Следует помнить такие имена, как Георгий Иванович Никишин – директор трамвайного управления с 1938 по 1956 годы». В историю Пятигорска он вошел как человек, который спас… трамвай.


Слава этого кавказского города-курорта связана с именем великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Здесь он прожил последние два месяца своей жизни, сюда его привезли с места дуэли. Известен Пятигорск и своей лечебной минеральной водой. Еще одним символом города является трамвай. Пуск его состоялся 113 лет тому назад, эта линия входит в тройку старейших в России. Другой особенностью пятигорского трамвая является редчайшая для нашей страны узкая колея – всего 1000 мм. Уникален он и тем, что многие годы служил не только для перевозки пассажиров, но и для доставки грузов с одного предприятия на другое.


Накануне войны трамвайное управление Пятигорска, которое возглавлял Георгий Никишин, было одним из ведущих предприятий города и одним из лучших – в отрасли по всей стране. В июне 1941-го многие его работники ушли на фронт, оставшиеся продолжали трудиться на своих рабочих местах и на строительстве оборонительных рубежей.


Однако вскоре большинству из них пришлось покинуть город. 9 августа 1942 года Пятигорск был занят немецко-фашистскими войсками. Оккупация продолжалась 155 дней, 11 января 1943-го город был освобожден. Георгий Иванович вернулся из эвакуации уже на другой день, но то, что он увидел, стало для него настоящей трагедией: визитной карточки Пятигорска – его трамвая – больше не было. Немцы взорвали подстанцию, уничтожили почти все пути, разобрали и вывезли рельсы, привели в состояние полной непригодности трамвайное депо и подвижной состав.


Руководитель управления собрал кадровых рабочих, уцелевших в фашистской оккупации. Сами, без какой-либо оплаты за свой труд, они начали восстанавливать родное предприятие. Однако средств катастрофически не хватало, и крайисполком постановил: трамвай в Пятигорске ликвидировать. 

«Мы его восстановим», - возразил директор. «Это невозможно», - вынесла свой вердикт приехавшая в город высокая комиссия. «Будем восстанавливать», - ответил Георгий Никишин.


Позднее трамвайщиков поддержало руководство города, подключив к восстановительным работам другие организации. И все-таки главная нагрузка легла на плечи сотрудников предприятия. Сами заготавливали лес для шпал, что-то добывали, доставали, вытаскивали из пожарищ и руин, изобретали. По винтику, по кирпичику собирали депо, каким-то чудом, невероятным сосредоточением всех сил восстанавливали разрушенное и сожженное. Это была героическая страница спасения пятигорского трамвая.

...

Автор: Татьяна Шарыгина



Статья полностью на сайте http://tagilka.ru


(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)
Загрузка комментариев...