Электротранспорт города Уфы

Новости

Трамвай вывезет? Будущее транспортной системы Уфы зависит от развития электротранспорта
  • 3 Февраля 2017 12:02
Количество просмотров: 16635

В Год экологии в центре внимания общественности оказались вопросы, связанные с чистотой воды, которую пьем, воздуха, которым дышим. Ситуация настораживающая: в Уфе, где расположен крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс страны, основным загрязнителем воздуха является не он, а автомобильный транспорт (70 процентов выбросов). Очевидно, что для снижения нагрузки на городскую среду пора пересаживаться в электротранспорт. Когда-то именно он был основным видом транспорта, но постепенно оказался выдавлен «на обочину» автомобильным. На «Деловом завтраке» в «Российской газете» генеральный директор Муниципального управления электротранспорта Уфы (МУЭТ) Аскар Фазлыев рассказал о том, можно ли дать вторую жизнь самому экологичному средству передвижения. Речь, прежде всего, идет о трамвае.

Аскар Асхатович, при каких условиях трамвай может вернуть себе былые позиции?
 Аскар Фазлыев: Город у нас вытянутый, и ему нужна нормальная трамвайная сеть. Во-первых, обособленные пути, как на улице Рихарда Зорге или в Зеленой Роще. Во-вторых, отсутствие прямых пересечений с автомобильными потоками. И этого можно добиться. По провозной способности нормальная трамвайная система конкурирует с метро. Обычный трамвай перевозит 10 тысяч пассажиров в час, при хорошо выстроенной системе — до 30 тысяч. Если нет помех, трамвай может ехать со скоростью 40 километров в час. Например, в Краснодаре пока машины стоят в пробках, электротранспорт проходит город насквозь за 20-25 минут. В последние годы только и разговоров, что о скоростном трамвае.
 
Поясните, пожалуйста, чем он отличается от обычного и нужен ли Уфе?
 Аскар Фазлыев: Реализовать стандарт скоростного трамвая в рамках сложившейся застройки нереально. На его пути не должно быть пересечений с автомобильными потоками, у него более плавные радиусы поворотов, а расстояние между остановками составляет два километра. Нужна отдельная инфраструктура. Но ее можно построить, чтобы связать микрорайоны Дема, Затон, поселки-спутники Уфы — Цветы Башкирии, Зубово, Чесноковку.

 Значит, ставка — на обычные трамваи. Каковы перспективы их развития?
 Аскар Фазлыев: Главная задача сейчас восстановить разорванные связи между севером и югом Уфы и закольцевать Черниковку. Тогда многие пересядут на трамвай. Эффект ожидается синергетический. Сократится нагрузка на улично-дорожную сеть. Уменьшится количество общественного транспорта, мелкого и частного. Меньше надо будет ремонтировать дороги. В результате расширения дорог мы получили город для автомобилистов. Их у нас 40 процентов, но остальные-то не автомобилисты.

 Есть ли шанс вернуть рельсы на проспект Октября?
 Аскар Фазлыев: В свое время было стратегической ошибкой убрать рельсы с проспекта Октября. И, с точки зрения перевозчика, я за то, чтобы восстановить их. Но вернуть все назад будет таким же неправильным решением. Рельсы можно положить только в центре проезжей части, там, где они были, хотя лучшее залегание — боковое обособленное, но там проходят различные коммуникации. Начни строительные работы, город встанет. Вспомните транспортный коллапс, который наблюдался во время строительства на проспекте Октября двух подземных переходов. Поэтому мы будем строить трамвайную ветку по улице Российской, где нет активного перекрестного движения, причем проложим рельсы сбоку проезжей части и по бесшумным технологиям. Эта линия соединит два кольца: на Госцирке и Чайной фабрике и частично решит транспортную проблему активно застраиваемого микрорайона Глумилино. Там и сейчас пробки, а что будет, когда на этой небольшой территории прибавится 60 — 80 тысяч жителей и не менее 20 тысяч автомобилей?

 В Уфе есть микрорайоны, такие как Сипайлово, для которых не находится оптимального решения транспортной проблемы. Можно ли туда пустить трамвай?
Аскар Фазлыев: Мы ищем способы. Если бы ТРЦ «Планета» был построен чуть в стороне, то остался бы коридор для спуска трамвая в Сипайлово, но, к сожалению, непродуманная планировка лишила нас этой возможности. Для трамвая ведь важен уклон — не более шести процентов. Тем не менее можно соединить Сипайлово с Черниковкой в сторону улицы Трамвайной. Проблема с югом. Есть два коридора: по многоярусной эстакаде «пролетать» гипермаркет «Лента», но это дорогой проект, или использовать уклоны в створе проектируемой канатной дороги. Эти варианты прорабатываются специалистами Главархитектуры.

Мы все о трамваях, а что ждет троллейбусы? Найдется ли им место на наших дорогах, ведь многие маршруты дублируются автобусами?
Аскар Фазлыев: Из троллейбуса можно сделать внутрирайонный вид транспорта. Специалисты установили: перемещение пассажиров происходит в основном внутри микрорайонов. Поэтому есть смысл пустить троллейбусы по Зеленой Роще, Сипайлово, Черниковке. А вот трамвай должен осуществлять модальные перевозки, к нему уже можно подвозить маршрутками, троллейбусами. Тем более мы реализовали проект «Единый билет», когда в течение часа можно пересаживаться с трамвая на троллейбус и наоборот и заплатить за перевозку 22 рубля.

Когда планы могут быть реализованы?
Аскар Фазлыев: Уже появилось понимание, что альтернативы трамвайному сообщению нет. На федеральном уровне тоже знают, что в Уфе разработана одна из лучших концепций. Рабочая группа в госкомтрансе региона создана, наш проект серьезно обсуждается. В этом году думаем от стадии концептуального проектирования и проектов межевания территории и планировок перейти к техническому проектированию. Получим финансовую модель и со следующего года начнем реализацию проекта. Есть различные фонды, которые на условиях муниципально-частного партнерства готовы вкладываться.

 Гласно или негласно, но приоритет в Уфе отдается частнику. Можно ли с ним конкурировать и как?
 Аскар Фазлыев: Для нас главное — не выдавить с рынка перевозок частника, а добиться справедливости. Если мы обязаны соблюдать все нормы и требования, то и они пусть делают это. Проводят медицинские осмотры, паркуются в специальных местах и так далее. Мы обязаны ездить по расписанию, даже когда нет пассажиров, а частники выезжают в рейс только в часы пик, когда можно заработать. Это тоже неправильно. А налоги? МУЭТ несет полную нагрузку по налогам, а индивидуальный предприниматель платит шесть процентов и то только от задекларированной суммы. Форма ИП перевозчиков, работающих в городах-миллионниках, вообще недопустима. Мы вместе с государственным перевозчиком «Башавтотранс» перевозим не менее 40 процентов всех пассажиров в день. А зарабатываем 20 процентов от «денежного пирога».

 Есть ли у МУЭТ шанс объединиться с «Башавтотрансом», чтобы стать единым перевозчиком?
 Аскар Фазлыев: Надеемся на это. Тогда можно навести порядок в маршрутной сети, отказаться от дублирующих маршрутов, сделать единый билет и многое другое. Высвободившуюся технику направить туда, где ее не хватает. Если организовать правильное движение, люди будут пересаживаться в общественный транспорт. Иначе не изменить абсурдную ситуацию, когда мы конкурируем друг с другом и с частным перевозчиком.

Какова сегодня востребованность электротранспорта?
Аскар Фазлыев: В конце прошлого года пассажиропоток снизился, в том числе и из-за того, что мы сократили выпуск машин на линии. Техника старая, ломается, такой объем ремонта мы уже не тянем. Кроме того, нам уменьшили финансирование. Год назад мы перевозили 90 тысяч пассажиров, два года назад — более 100 тысяч, сегодня около 70 тысяч в день. Половина из них — льготники, проезд для них 9-12 рублей при себестоимости 36-40 рублей. Мы заведомо убыточны, потому что льготную перевозку школьников никто не компенсирует. За перевозку льготников должны платить республиканский и федеральный бюджеты. Республиканский хоть и с задержками, но платит, а вот федеральный — только через суд.

 Изношенность трамваев и троллейбусов видна невооруженным взглядом. За счет чего планируется обновлять подвижной состав?
Аскар Фазлыев: Два года назад МУЭТ создал акционерное общество с бывшим Рижским вагоностроительным заводом, и сейчас на нашей производственной площадке ведутся НИОКР, создаются новые образцы трамваев и троллейбусов. Не только для Уфы, но и для всех городов страны.

 Существует ли для Уфы идеальная система транспортного сообщения?
Аскар Фазлыев: Да. По трем коридорам с севера на юг осуществляет перевозки линейная система транспорта — трамвай, метробус или автобус. К ним совершают подвоз из удаленных микрорайонов частные перевозчики. Кстати, метробус — это не вид транспорта, а система обособленного колесного транспорта.

"ДЕЛОВОЙ ЗАВТРАК"  Гульназ Данилова.

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)
Загрузка комментариев...