Электротранспорт города Уфы

История электрического транспорта в г. Уфе

Количество просмотров: 765

Введение

Слово “трамвай” появилось в европейских языках до изобретения этого вида транспорта. В этимологических словарях русского языка он объясняется в двух вариантах. В I варианте с английского “Трам”–  вагон, тележка, “вэй” – дорога, путь, а во II варианте перешедшими в английский язык со скандинавских слов, “трам” – столб, брус, “вэй” – дорога, то есть “остолблённая дорога”, “столбовая дорога”. Такая этимология тоже ложна, ведь в основании трамвайных линий (и конок) укладывались деревянные столбы – поперечные брусья, шпалы.

В начале 80-х годов прошлого столетия появилось ещё одно новое слово – “троллейбус”. Этот вид транспорта вначале называли безрельсовым трамваем, но уже существовало слово “троллей”, означавшее контактный провод над трамвайной линией. Отсюда было недалеко и до троллейбуса…

В IXX веке рост городов вызвал потребность появления иного вида транспорта, чем широко бытовавшие извозчики. В 1854 году русский инженер Полежаев соорудил в окрестностях Петербурга конно-железную дорогу протяжённостью в 3.5 версты. Через восемь лет в Петербурге уже действовали четыре линии, одна из которых была грузовой. Это были так называемые конки: на железные рельсы ставился вагон, в который впрягали пару лошадей. Скорость равнялась 10 км / ч. Впервые они появились в Париже и назывались омнибусами.

Вскоре конно-железные дороги открылись и в других городах России, “электрическими конками”, так называли трамвай.

Кто же был изобретателем трамвая?

Летом 1876 года Федором Аполлоновичем Пироцким после долгих опытов заставил работать двигатель, находившейся в километре от источника питания. В 1877 года он подал заявку «на привилегию» (патент), где изложил проект электрической железной дороги.

Федор Аполлонович Пироцкий родился в 1845 году на Полтавщине в семье небогатого помещика, юношей приехал в Петербург; в 1871 году закончил Михайловскую артиллерийскую академию и стал работать в Главном артиллерийском управление (ГАУ). Он заинтересовался электротехникой и передачей электричества на дальние расстояния.

26 марта 1880 года Пироцкий демонстрировал своё изобретение на публичной лекции – схема, и описание изобретения была подробно описана в газетах. На лекциях присутствовал немецкий инженер Карл Сименс совладелец фирмы «Сименц и Гальске» - об изобретении Пироцкого он подробно сообщал своему брату Вернеру Сименсу. И уже в мае 1880 года фирма «Сименс и Гальске » начала рекламировать о проекте электрической железной дороги в Берлине. В это же время Ф.А.Пироцкий начал свои практические опыты.

Электрический трамвай стал работать 22 августа 1880 года в Санкт-Петербурге. Об этом сообщили журналы “Электричество”, “Новое время”, которые писали: “1880 года 22 августа в 12 часов дня в Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, господином Пироцким первый раз в России двинут вагон электрическою силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона. Динамоэлектрическая машина подвешена к вагону снизу”. Далее подробно о новом виде транспорта писали все сентябрьские газеты, и везде упоминается фамилия инженера Пироцкого.

В некоторых литературных источниках, особенно зарубежных, говорится, что первый в мире трамвай был пущен в эксплуатацию в Германии в 1881 году. Но это не так.

История электрического транспорта в г. Уфы

В научно – справочной библиотеке Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан имеется «Доклад Уфимской городской управы Уфимской городской думе по поводу сооружения трамвая». В 1898 году было первое предложение инженера Коншина построить в Уфе электрический трамвай на концессионных началах. При обсуждении этого вопроса в думе было признано, что трамвай для города очень желателен. Была даже избрана особая комиссия для выработки условий, при которых это могло быть осуществлено. Но дальше дело не пошло.

Приезжали различные предприниматели, знакомились с городом, но находили, что «Уфа до трамвая не доросла ». В дореволюционной Уфе трамвай так и не был построен.

Улицы Уфы были в основном кривые и узкие, немощные и не асфальтированные. Они утопали весной и осенью в грязи, тротуары настолько невелики, что прохожие не имели возможности отойти в сторонку, проезжающие экипажи окатывали их с ног до головы.

При Советской власти обстановка начала коренным образом меняться. В июне 1924 года в городе открылось автобусное сообщение по маршруту: центр – железнодорожный вокзал – Сафроновская пристань. Наступила очередь и трамвая…
Первая трамвайная трасса была проложена по улице Ленина от здания Почтамта до улице Пермской. В 1938 – 40 годах трасса дошло до г.Черниковск, где и работали уже моторно-производственный, нефтеперерабатывающий и другие заводы.

В 1937 году на городской железной дороге работали 187 рабочих, 41 инженерно технических рабочих (ИТР) и служащих. С первых дней строительства трамвайных путей работал рабочим, вагоноводителем - будущий Герой Советского Союза Сергей Иванович Зорин, который после войны возглавил депо № 1, носящее сегодня его имя. Героя не забывают, его коллеги – ежегодно в День Победы они возлагают цветы на его могилу в городе, отдавая дань памяти. Значение пуска трамвая в этот год трудно переоценить, особенно для военных лет, когда трамвайный путь стал почти единственным транспортом для тысячи рабочих заводов №26 (ныне УМПО), выпускавшего оружие для Победы.

С 1946 по 1950 годы начальником Уфимских городских железных дорог работал Снегирев Константин Алексеевич.

В начале февраля 1950 года начальником Уфимских городских железных дорог назначен Калинин Николай Федорович — участник ВОВ, майор запаса, который в течение 12 лет много сил и труда вложил в развитие электротранспорта.
К началу Великой Отечественной войны протяженность трамвайных путей равнялась 21,04 км на трёх маршрутах, по которым ходили 17 моторных и 15 прицепных вагонов. После войны электротранспорт развивается более интенсивно, ставится вопрос о троллейбусном движении, т.к. в 1956 году соединились г.г. Черниковск и Уфа.

В 1960 году управление имело два трамвайных депо, 198 вагонов, 5 тяговых подстанций.

В январе 1962 года появился первый троллейбус.

В 1972 году имели в распоряжение троллейбусного депо 30 км линий и 19 машин, а в 1982 году уже было построено 115 км троллейбусного пути, по 12 маршрутам ходила 201 машина.

И все эти годы (1960-1980) коллектив управления, обеспечивая выполнение общего плана перевозки пассажиров более чем на 100 %.

С 1972 года по 1981 год начальником управления работал Лысенко Иван Степанович, инженер-железнодорожник, прибывший по направлению вышестоящих органов.
С апреля 1981 года по декабрь 1983 года начальником управления работал Буткач Эдуард Тимофеевич, до этого проработавший в должности главного инженера 11 лет. Трудовую деятельность начал с 20 января 1958 года мастером ВРМ, затем работал техноруком, с 1970 года — главный инженер депо им. Зорина С.И., с декабря 1971 года — главный инженер Уфимского Трамвайно - Тролебусного Управления (УТТУ).

С октября 1982 года этого года по апрель 1995 года начальником управления работал Богданов Иван Павлович — опытный инженер, хозяйственник, заслуженный работник электротранспорта.

В 1986 году Управление приступило к строительству третьего троллейбусного депо на 200 машин. К этому времени протяжённость трамвайных путей составляла 156 километров, контактной сети – 156 километров (по трамваю) и 131 километр по троллейбусным линиям.

В 1990 году в Управлении работали более 500 людей, из них 30 монтёров контактной сети. При этом по штатному расписанию обычно полагалось больше.

В 1995 году протяженность трамвайных путей осталось таким же, количество маршрутов уже было 22, перевозка пассажиров составляла 90,17 миллионов в год.
Коэффициент выпуска по плану составлял 70 %, фактически – 63 % из-за ремонта подвижного состава. Это были в основном машины чешского и рижского производства.

В марте 1998 года и по нынешний год администрацией города Уфы начальником МУЭТ назначен Хусаинов Марат Асхатович. Трудовую деятельность в трамвайно-троллейбусном управлении начал со 2 октября 1968 года секретарем комитета ВЛКСМ, с 1972 года — начальник маршрута троллейбусного депо № 1. В 1987 году стал главным инженером управления. На этой должности проработал до назначения начальником управления 11 лет.

Заключение

Сегодня трудно представить жизнь нашего города без электротранспорта: трамвай и троллейбус вошли в быт горожан как самые обычные бытовые вещи, но в более грандиозном масштабе. В год трамвай перевозит 90,7 млн. пассажиров (цифры на 1995год) по 22 маршрутам, стальные рельсы имеют протяжённость 156,4 км пути. В день выпускается на трех депо 168 трамвайных вагонов. Рабочий день их составляет 21 час, т.е. с 5 часов до 1 часа ночи.

Троллейбусные линии опоясывают 157,5 км, по которым ходят 197 машин, они перевозят за год 89,7 млн. горожан. Кстати, троллейбусы – самый чистый экологический вид транспорта.

Электротранспортное хозяйство нашего города очень сложное, имеет разветвлённую структуру, состоящую из разных служб – энергохозяйственой, ремонтной, обслуживание, охраной и др., не видимые многим, но четко выполняющие свои функции.

Согласно распоряжению администрации города и приказу № 468 от 15 октября 1993 года трамвайно-троллейбусное управление переименовано в Муниципальное управление электротранспорта. В настоящее время коллективу МУЭТ предстоит решить такие главные задачи, как:
- пополнение троллейбусного парка новыми троллейбусами, что позволит
уменьшить интервалы движения на существующих маршрутах;
- обновление подвижного состава, т.к. процент износа составляет более 60%;
строительство троллейбусной линии "Депо № 3 - Сипайлово - ДОК - Инорс - ДОК";
внедрение радиостанции с речевым информатором на весь подвижной состав.

Развитие Уфимского электротранспорта шло десятилетиями – в феврале 2002 года исполнилось 65 лет, как по улицам города пошли первые трамваи.

Необходимо решать и другие нелегкие проблемы. Например, изучение пассажиропотоков на маршрутах, что позволит откорректировать графики и расписание движения.

Жизнь ставит перед электротранспортниками новые и все более важные задачи. Коллектив УТТУ стремится решать их целеустремленно и творчески — во благо жителям и гостям Республики Башкортостана.


Загрузка комментариев...