Электротранспорт города Уфы

Информация о развитии Муниципального унитарного предприятия Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Количество просмотров: 1106

Городской электрический транспорт в миллионном городе Уфе занимает одно из ведущих мест в перевозке пассажиров.

 За время своего существования электротранспорт планомерно развивался, накапливая и расширяя свои возможности с учетом развития городской территории, спроса населения на его услуги. 

Сегодня Уфу невозможно представить без движущегося по ее улицам троллейбуса и трамвая.

Электротранспорт стал для горожан настолько привычным, что мы воспринимаем его как непременную деталь городского пейзажа.

Летопись уфимского трамвая и троллейбуса началась 5 марта 1934 года с принятием Совнаркомом СССР специального постановления о развитии коммунального хозяйства, строительстве трамвайных путей и других объектов.

Строительство первой очереди трамвая – Уфимские городские железные дороги началось в 1936 году и в октябре был закончен первый участок пути протяженностью 5 км от ул. Сталина (ныне Коммунистическая) до ул. Пермской, а также по ул. Революционной до депо (ныне троллейбусное депо № 1). Движение открыл один из первых водителей Зорин Сергей Иванович, будущий Герой Советского Союза, который после войны возглавил трамвайное депо № 1, носящее сегодня его имя. В период с 1938 по 1940 г.г. были сданы в эксплуатацию новые участки одиночного пути общей протяженностью 21 км, по которым курсировали 17 моторных и 15 прицепных вагонов серии «Х»(Усть-Катавского завода) и «Ф» (фонарные вагоны Московского завода).

В связи с началом войны намеченные мероприятия по развитию городского электрического транспорта были не выполнены. До 1943 года трамвайные пути не строились, а действующие из-за плохой эксплуатации пришли в аварийное состояние. Вагоны морально и физически устарели, их трудно было содержать в технически исправном состоянии в условиях депо. В целях восстановления подвижного состава, изготовление остродефицитных в то время запасных частей трамвайных вагонов было организовано на паровозоремонтном и мотостроительном заводах. В порядке оказания помощи Моссоветом было выделено 5 трамваев и механизмы для восстановления эксплуатируемых и строительства новых путей, материалы и оборудование.

Самоотверженный труд работников Уфимского трамвая в военный и послевоенный периоды позволил вывести хозяйство на более высокий уровень.

В 1949 году началось строительство трамвайного депо (ныне депо им Зорина С.И.) на 100 вагонов, сданное в эксплуатацию в 1959 году. В 1956 году вступило в строй трамвайное депо № 2 на 60 вагонов.

С каждым годом увеличивалась протяженность путей, росло количество подвижного состава, в том числе моторных вагонов, улучшалось качество ремонта, снижались простои вагонов, выполнялся план капитального ремонта, что положительно отразилось на качестве перевозки пассажиров. К началу 60-х годов были построены пути по улицам Революционная-Аксакова до хлебозавода и до ул. Коммунистическая, открыты маршруты до нефтеперерабатывающих заводов, через путепровод по ул. Шумавцова до стадиона им. Гастелло, в поселок Ново-Александровка, а также тяговые подстанции. Общая протяженность трамвайных путей достигла 94 км. Все конечные остановки оборудованы диспетчерскими пунктами и разворотными кольцами. 1 апреля 1959 года заселился 27-квартирный жилой дом на ул. Айская, построенный инициативным способом работниками предприятия. В конце 59 года было принято решение и начато строительство первой троллейбусной линии.
Более ускоренными темпами развивалась база электротранспорта в период с 1961 по 2001 год, который отмечен ростом подвижного состава, строительством новых трамвайных и троллейбусных линий, диспетчерских пунктов, тяговых подстанций, объектов социального назначения.

6 ноября 1961 года сдан в эксплуатацию участок трамвайного пути «Железнодорожный вокзал-Товарный двор» (ныне «Дзержинского») с диспетчерским пунктом, тяговая подстанция по ул. Октябрьской революции. В 1962 году сдана в эксплуатацию первая очередь троллейбусного депо № 1 и открыто троллейбусное движение по двум маршрутам № 1 «Республиканская больница- Первомайская плащадь» и № 2 «Стадион «Динамо»-Сельхозинститут». Длина одиночных линий составила 27,8 км, а инвентарное количество троллейбусов в депо – 19 единиц. С открытием троллейбусного движения в городе Уфе трамвайное управление стало именоваться «Трамвайно – троллейбусное управление», которое возглавил Мацкевич Игорь Ольгердович- инженер-железнодорожник, работавший главным инженером управления. Мацкевич И.О. на своем посту внес значительный вклад в развитие электрического транспорта, становление коллектива электротранспортников города.
В 1963 году общее инвентарное число подвижного состава управления достигло 292-х единиц. Сданы в эксплуатацию подстанции по Проспекту Октября и ул. Мира. Троллейбусный маршрут № 1 продлен до Монумента Дружбы и по Проспекту Октября до бульвара Славы. Управлением получено 22 новых троллейбуса.
С 1964 по 1970 год протяженность троллейбусных линий выросла в 2 раза и составила 52 км. Инвентарное количество троллейбусов возросло до 100 единиц. Сдана в эксплуатацию вторая очередь троллейбусного депо, производственные мощности которого позволили эксплуатировать до 100 машин. Открыты новые маршруты по от Монумента Дружбы до ул.Зенцова, от станции Бензин до Дворца Машиностроителей, от Дворца Машиностроителей до Парка Нефтяников, от бульвара Славы до ул. Зенцова.

За этот же период расширилась сеть трамвайного путевого хозяйства, которое обслуживало 10 маршрутов. Управлением получено 220 единиц трамвайных вагонов новых серий РВЗ-6 и Т-3. Трамвайные линии были проложены по улицам Революционная, Зорге, Космонавтов, Ветошникова, Шумавцова, бульвару Ибрагимова. Практически все части города были связаны между собой трамвайным движением. 

Трамвайное хозяйство города Уфы стало являться опорным хозяйством Российской Федерации по ремонту и эксплуатации вагонов. На его базе проходили семинары электротранспортников России. 282 передовых работника управления награждены юбилейными медалями и правительственными наградами.

Следующие десятилетия в развитии предприятия ознаменованы интенсивным строительством новых трамвайных и троллейбусных линий, открытием новых маршрутов, связавших микрорайоны жилой застройки с центральной частью города, а также реорганизацией существующей сети электротранспорта. В декабре 1972 года сдано в эксплуатацию троллейбусное депо № 2 , что дало возможность открыть новые маршруты в промышленно развитых Калининском и Орджоникидзевском районах. Кроме того троллейбусы стали курсировать в новые жилые микрорайоны «Новостройка», «Инорс», «Зеленая роща», «Белореченский», «Школа МВД», «Ипподром Акбузат», в поселок 8-ое Марта, до микрорайона «Стадион Гастелло», Северного автовокзала, по улицам Вологодская, Айская, до остановки «Трамплин».

 В целях дальнейшего повышения качества обслуживания пассажиров, укрепления материально-технической базы в 1986 году предприятие приступило к строительству третьего троллейбусного депо на 200 машин.

Открывались новые трамвайные маршруты в основном по встречному направлению, продлевались действующие, осуществлено строительство разворотного трамвайного кольца на ул. Интернациональная с диспетчерским пунктом. В июле 1980 года демонтированы трамвайные пути по улице Ленина от Оперного театра до ул. Революционной. В связи с этим изменились схемы движения по маршрутам № 1, 4, 9.

На начало 90-х годов в управлении числилось 607 единиц подвижного состава, в том числе 402 трамвая и 205 троллейбусов. Протяженность трамвайного пассажирского пути составила 135,9 км, троллейбусного – 123,3 км. Энергетическое и путевое хозяйство управления обслуживалось 28 подстанциями общей мощностью 84 тысячи кВа, созданными службой «Путь» и энергетической службой со своими производственными базами.

Большое внимание уделялось социальному развитию предприятия. Введены в эксплуатацию 3 диспетчерских пункта со столовыми, комнатами отдыха и психологической разгрузки для водителей. В 1991 году создан Комбинат питания с сетью столовых, буфетов, что позволило обеспечивать водительский, кондукторский состав и других работников управления горячим питанием. С 1997 года на базе Комбината питания действует собственная пекарня, которая обеспечивает хлебобулочными изделиями сеть столовых и буфетов МУЭТ. Были открыты стоматологические кабинеты, парикмахерская. В помещении диспетчерской по ул. Менделеева открыта лыжная база.

Построены и сданы в эксплуатацию общежития для работников по ул. Вологодская на 665 мест и ул. Кольцевая на 100 мест. В период с 1984 по 1994 год построены 72-х квартирный и 48-ми квартирные жилые дома. Всего 535 работников управления за это время улучшили свои жилищные условия. Построен детский комбинат на 280 мест. В 2001 году заселен 45-ти квартирный жилой дом в микрорайоне «Сипайлово». Еще 71 семья работников МУЭТ решила жилищный вопрос.

Последние 5 лет деятельность Управления электротранспорта была направлена на повышение качества обслуживания населения и квалификационного уровня работников, укрепление матерально-технической базы предприятия, расширение маршрутов сети электротранспорта, обновление парка подвижного состава.

В рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2007 года» Управлению электротранспорта профинансировано 66,6 млн. рублей из республиканского бюджета на приобретение 47 единиц троллейбусов производства Башкирского троллейбусного завода. Пущена в эксплуатацию первая очередь троллейбусного депо № 3. Всего за 5 лет приобретено 56 единиц троллейбусов и 35 трамваев. Открыто 5 новых троллейбусных маршрутов и 3 трамвайных. Построено 5 тяговых подстанций, 1 диспетчерский пункт, 29км троллейбусных линий.

В целях улучшения пропускной способности автомобильного транспорта по главной улице столицы демонтированы трамвайные пути по Проспекту Октября от Госцирка до Сельхозуниверситета. Из-за снижения объема перевозок в Северной части города в направление предприятий нефтехимической отрасли закрыты трамвайные маршруты с объединением двух трамвайных депо (№№ 2 и 3) в единое хозяйство – трамвайное депо № 2.

Приобретение предприятием 10 автобусов большой вместимости марки НЕФАЗ позволило открыть автобусное движение из Северной части города в Центральную по маршруту № 25, который пользуется большой популярностью у работающих и студентов.

По долевому участию построено 30 квартир в жилом доме в микрорайоне «Сипайлово» для работников управления.


2006 год отмечен знаменательной датой - 70-тилетием со дня открытия трамвайного движения в городе Уфе. 

На сегодня городской электротранспорт в миллионном городе занимает одно из ведущих мест в перевозке пассажиров и имеет социальную направленность. Ежедневно на маршруты города выходят 162 троллейбуса и 145 трамвайных вагонов. Ими перевозится 304 тыс. уфимцев и гостей столицы. Все районы города связаны между собой электрическим транспортом.


В столице Башкортостана эксплуатируются два трамвайных депо. Они обслуживают 256 трамвайных вагонов. Протяженность трамвайных путей составляет 111,5 км. Город связывают 19 трамвайных маршрутов. За истекший год трамвайная сеть претерпела значительные изменения. Демонтировано 7,9 км трамвайных линий: по улице Ленина в целях благоустройства прилегающей территории к строящемуся Ледовому Дворцу, по Уфимскому шоссе от остановки «Агидель» до улицы Интернациональная в целях улучшения экологической обстановки на улице Александра Невского, а также на период строительства железнодорожного вокзала по улице Вокзальная до разворотного кольца на улице Дзержинского. Одновременно с этим изменены схемы движения по маршрутам № 4, 5, 8, 14, 17. Закрыт маршрут № 9. Осуществлена реконструкция трамвайных путей по Проспекту Октября в районе площади им. В.И.Ленина с использованием новейших материалов и чешской технологии. Произведен капитальный ремонт пути возле парка Калинина, а также по ул. Трамвайная на участке Сортопрокатный завод-Мясокомбинат. Произведена замена 18 стрелочных переводов. Выполнены работы по устройству разворотов в сторону железнодорожного вокзала.

Имеется два троллейбусных депо. Количество троллейбусных маршрутов достигло 22, протяженность троллейбусной линии - 217 км. Троллейбусное хозяйство развивается ускоренными темпами. За истекший год построены троллейбусные линии протяженностью 6,2 км и открыто движение по улицам Бакалинская и Ленина. По ул.Репина-Кольцевая устроено разворотное кольцо. Вместе с тем, в связи со строительством путепроводной развязки на улице Менделеева временно приостановлено троллейбусное движение в направление микрорайона Сипайлово.

Для повышения профессионального мастерства водителей в 2006 году проведены Городские конкурсы водителей трамваев и троллейбусов. Победителями стали водитель депо им. С.И.Зорина Малашенко Наталья, водитель Троллейбусного депо № 1 Аблаев Руслан и водитель Троллейбусного депо № 2 Асадуллина Зульфия.
Высокий уровень профессиональной подготовки показали водители МУЭТ г. Уфы на 12-ом Всероссийском конкурсе профессионального мастерства водителей троллейбуса, который прошел в нашем городе с 24 по 28 июля года. Водитель Аблаев Руслан занял первое место и удостоен главного приза – автомобиля «Жигули». Асадуллина Зульфия заняла пятое место из 39 участников конкурса.

Руководство Республики Башкортостан, Администрации городского округа, отраслевых министерств России и республики высоко оценили подготовку и проведение Конкурса.

Электротранспортное хозяйство города очень сложное, имеет разветвленную структуру, состоящую из разных служб: энергетической службы, включающей 32 тяговые преобразовательные электрические подстанции, службы пути, автотранспортной службы, службы центральной блокировки и связи и др., не видимые многим, но четко выполняющие свои функции. В целях экономии энергетических ресурсов в трамвайном депо №2 производятся проектно-монтажные работы по установке мини-котельной фирмы «ДХАЛ».

Активно ведется модернизация трамвайных вагонов «Татра-3» чешским оборудованием с тяговым приводом на IGBT – транзисторах типа «ТВ-ПРОГРЕСС» (АО « INEKON GPOUP» Р. Чехия, г. Прага) новой, более совершенной системой управления; тем самым экономический эффект составляет порядка 60 млн.рублей. Также ведется разработка новой техники. Совместно с ОАО «Башкирский Троллейбусный завод» внедряется новая модель троллейбуса с автономным ходом.

Самым ценным капиталом Управления электротранспорта являются люди. Из 3,6 тысячи работников около 200 человек имеют стаж работы 30 и более лет.
С 1998 года по настоящее время коллектив Муниципального унитарного предприятия Управление электротранспорта городского округа город Уфа возглавляет генеральный директор Хусаинов Марат Асхатович, который имеет стаж трудовой деятельности на предприятии 43 года. Благодаря его большому опыту, знаниям, деловым качествам коллектив МУЭТ на протяжении десятилетия работает и развивается стабильно. За свой труд, большой вклад в перевозку пассажиров нашей столицы генеральный директор предприятия удостоен почетного звания «Заслуженный работник транспорта Республики Башкортостан», а также нагрудного знака «Почетный работник транспорта России». Неоднократно награждался Почетными грамотами отраслевых министерств России и Республики Башкортостан, Уфимского городского Совета. 

В 2005 году Хусаинов М.А. стал Лауреатом Государственной премии Республики Башкортостан в области науки и техники за разработку и освоение производства троллейбусов с энергосберегающим приводом на базе коллективного двигателя постоянного тока, регулируемого преобразователем на IGBT транзисторах с микропроцессорным управлением. Пользуясь большим уважением коллектива и жителей города, Марат Асхатович избирался депутатом Уфимского городского Совета 2-х созывов.

Немалый вклад в развитие предприятия вложен передовыми работниками: 


Трамвайного депо № 1 им. С.И.Зорина - электрослесарь Костин В.С., старший мастер Садовничий А.В., слесарь Абубакиров А.А., кондукторы Габидуллина С.Р., Рахматуллина Г.С., Васильева А.А., Литвинова В.В., бригадир сборочной бригады Якин А.С., слесарь заготовительной бригады Галанов А.В., электрослесарь электромашинной бригады Кучинский С.В.; 


Троллейбусного депо № 1 – директор депо Хусаинов А.А., мастер Гизатуллин Ф.А., слесарь Лобастов Н.Н., кондуктор Боброва А.М., водители троллейбуса Аблаев Р.Р., Хаматдинова М.Ф., Хаматдинов А.Т.; 


Троллейбусного депо № 2 – водитель обгонщик Масальский Г.П., слесарь Рябов В.П., начальник участка Стенечкин В.А., бригадир слесарей Васильев Ю.С., кондуктор Ванцова Н.Н., водитель троллейбуса Набиева М.А.; 


Троллейбусного депо № 3 – инженер по организации и нормированию труда Сигаева Т.С., диспетчер Старцева Т.В., водители троллейбуса Глухарев Г.Ф. и Антипин Н.А.
Предприятие славится своими трудовыми династиями. В полном составе трудятся на предприятии семьи директора трамвайного депо № 2 Гумерова Ришата Вагизовича, директора троллейбусного депо № 2 Асковича Владимира Алексеевича; мастера троллейбусного депо № 2 Абкадырова Ш.Т., сантехника троллейбусного депо № 2 Несговорова Е.П., водителя троллейбусного депо № 2 Яковлева З.Ш., столяра Шуватова А.А., диспетчера автобусно-троллейбусного депо № 3 Старцевой Тамары Владимировны, токаря троллейбусного депо № 1 Камалова Вадима Мухаматьяновича, инспектора профосмотра троллейбусного депо № 1 Ирназаровой Тамары Георгиевны, водителя трамвайного депо им.Зорина Нагимова А.Д., слесарей трамвайного депо им. Зорина Федотова В.М. и Хамидуллина З.Е., специалиста отдела кадров управления Сулеймановой Зили Нигматулловны.


Загрузка комментариев...